Про то, что пивоварение создали  женщины, мы уже писали. И с этим многие уже смирились. Мы напишем еще про пару профессий ( и это далеко не весь список), которые когда-то мужчины забрали у женщин.

Литейщик

Что может быть мужественнее, чем литье металла? Это вам не булки печь и даже не пиво варить. Это металл, огонь, кипение лавы, укрощение стихии…Вот он образ настоящего мужчины.  И сейчас профессия литейщика даже входит в список запрещенных для женщин профессий. Но вот представьте себе,  лить металл и делать из него разные вещи додумались именно женщины, по крайней мере, на территории нынешней России.

 Об этом свидетельствуют  раскопки древних захоронений.  Первые вещи, которые были созданы из металла – это было не оружие, а украшения и всякие бытовые мелочи: застежки для ткани, шилья, пряслицы — грузики в виде диска или цилиндра со сквозным отверстием, применявшимся для утяжеления веретена. Кроме того, в женских погребениях находят не только сами металлические предметы, но и литейные инструменты.  В мужских могилах таких вещей у ранних славян, живших в VII веке, практически нет.

Как они это делали?  Брали воск, лепили форму для изделия, обмазывали ее глиной и обжигали  в печи. Воск вытапливался, а полая форма оставалась. В нее и заливали металл. Чтобы извлечь готовый предмет, глиняную форму разбивали и при необходимости повторяли снова.

 Кто –то может сказать- ну что могут еще создать женщины – украшения и всякие глупости. Но это может сказать только тот, кто не знает, что украшения создавались не для самолюбования. А как мощные магические обереги от злых духов. И женщины, создававшие эти обереги, пользовались  огромным уважением у соплеменников. Считалось, что женщины-литейщицы обладают связями со сверхъестественными силами. Созданные ими вещи  использовались и в колдовских обрядах, и в народной медицине.

Л. А. Голубева в статье «Женщины-литейщицы (к истории женского ремесленного литья у финно-угров)» пишет:

«В истории литейного ремесла финно-угорского населения Северо-Восточной Европы был период, когда литейным делом занимались преимущественно женщины. Наибольший расцвет женского литейного производства у финно-угров, в том числе у марийцев, приходился на IX век. С X века появляются литейщики-мужчины, но еще долгое время литейное производство остается в руках женщин. Захоронения женщина-литейщиц на марийских могильниках встречаются вплоть до XIII века. Металлообрабатывающее ремесло находилось в руках женщин до тех пор, пока развивалось в рамках домашнего хозяйства».

Увы, мужчины  после 13 века окончательно прибрали эту профессию в свои руки.

Из мирного и волшебного занятия они превратили литье металла в военную индустрию — стали делать оружие и доспехи. С одной стороны это понятно, нужно было защищаться от врагов. а с другой — женщин совсем отстранили от литья металла. Производство перешло в кузни, где мужчины управляли металлом при помощи кузнечных горнов.

Гончар

 Самым ранним ремеслом на Руси было гончарное дело. Слепить что-то из глины на «кружале» (так в старину называли гончарный круг) было нелегко, это требовало немалых физических усилий. Но гончарного круга у славян не было очень долго, вплоть до IX–X века, да и тогда его использовали лишь в городах, а в деревнях он появился еще позже — к X–XI столетию. До того все лепили руками, и занимались этим женщины. Во-первых, было не тяжело, во-вторых, кому, как не женщине, лучше знать, какой горшок надобен для каши, а какой — для щей Несмотря на то, что в некоторых культурах,например, в Китае, Корее или Древнем Риме гончарное дело считалось мужским занятием, на протяжении всей истории человечества посуду из глины изготовляли преимущественно женщины.

Япония.

Японская керамика дземон

Самая древняя японская керамика была изготовлена около 12 тыс. лет назад, в эпоху Дземон. Установлено, что именно в это время начали изготовлять первую спирально-жгутовую керамику. Вероятнее всего, что она создавалась женщинами.Они украшали свои изделия причудливым и витиеватым узором, который наносили при помощи шнура. Между прочим, слово «Дземон» переводится как «следы от шнура».

Африка.

В Африке также существует традиция занятия женщин гончарным делом и она удивительно разнообразна. Существует множество узоров и орнаментов, которыми украшают керамику; множество способов их нанесения на поверхность сосуда. Так, в Конго в племени мангбету делают керамику,оформленную женскими головами с высокими прическами, а в Камеруне украшают посуду фигурками птиц и растительным орнаментом. В Гане преобладает геометрический орамент. В Мали и Бенине распространена керамика, изображающая сценки из повседневной жизни и фигурки животных. Что касается способов нанесения узора, то они также поражают многообразием: посуду украшают монохромным и цветным рисунком красками; процарапывают орнамент палочкой, травинкой, куском тыквенной корки с зазубренными краями; ставят отпечатки ракушками; прокатывают по поверхности веревку, оставляющую специфические отметины, трут стенки сосуда мешковиной, изготовляют из дерева и металла штамповки разных форм и размеров.

Африканская керамика

И это, возможно, не полный список. Не менее разнообразны и способы формирования сосудов: это и вышеупомянутый спирально-жгутовой метод, и вытягивание, и использование выпуклой или вогнутой формы для создания сосуда, и отбивание стенок сосуда лопаткой (этим методом также пользуются женщины Индии и Юго- Восточной Азии). Эти и другие интересные детали можно увидеть в на Ютубе в ролике African pottery forming and firing.

Керамика американских индейцев.

В индейских племенах делают керамику теми же способами, что и у других народов: спирально-жгутовым методом, с использованием формы, отбиванием лопаткой, вытягиванием. Индейская керамика отличается тем , что в ней больше распространены растительные и зооморфные мотивы; преобладают белый и красный цвета фона, иногда встречается черный.

Мьянма. Женщина придает форму горшку

Папуа Новая Гвинея.

Женщины Папуа Новой Гвинеи придумали совершенно уникальный способ изготовления керамики. Они на несколько дней заворачивают сосуд в материю из древесной коры длиной в человеческий рост. Это придает сосуду четкую форму, к тому же от длительного контакта с корой глина приобретает красивый красновато- коричневый оттенок.

В следующей части мы напишем о мужских профессиях, ставших женскими.

Автор материала наша гостья Катя Соколова

По материалам «Моя планета» и Живого Журнала.