Мы продолжаем цикл лонгридов от Мари Сан про роль женщин в истории. Узнать про роль женщин в первобытном обществе можно здесь и здесь. Про то, что делали женщины в Древнем мире — тут. А сегодня у нас новая история о женщинах Древнего мира.

Женщины и олимпийские игры

Все знают, что участие в Олимпиаде было открыто, прежде всего, для мальчиков и мужчин. В Древней Греции действовали законы, которые запрещали замужним женщинам посещать Олимпийские игры. Однако это не помешало женщинам проводить свои собственные соревнования и даже соревноваться против мужчин и побеждать.

Женские Олимпийские игры — Герая — были спортивным событием в честь Геры, в котором участвовали женщины. Кстати, женщины Древней Греции были очень активны.

«Одиссея» Гомера и «Симпозиум» Ксенофонта описывают женщин, играющих с мячами, ездовых колесниц, плавания, борьбы и бега. Празднование Гераи в Олимпии, проводимое в честь богини Геры, было самым известным спортивным фестивалем, на котором женщины могли соревноваться, чтобы продемонстрировать свои спортивные способности, а также завоевать уважение и честь как спортсменки.

Мало что известно об этом празднике, кроме того, что рассказывает нам греческий путешественник 2 н. э., Павсаний, в своем описании Храма Геры в Святилище Зевса. Фестиваль был организован и контролировался комитетом из шестнадцати женщин из города Эллис.

Женщины на олимпийских играх

Павсаний описал соревнования так: «игры состоят из марафонов для девиц. Эти женщины не все одного возраста. Первыми бегут младшие; после них наступают следующие в возрасте, а последними бегут старшие из девиц. Победившим девицам дают венцы оливковые и часть туши коровы, принесенной в жертву Гере».

Циниска (также известная как Кайнеска) была не просто спортсменкой; она была принцессой Спарты. Хотя физические нагрузки в Спарте ценились высоко, роль женщин в Олимпиаде была неясна до впечатляющего успеха Циниски.

Принцесса Циниска усердно тренировалась. Больше всех её поддерживал брат, будущий король Спарты, Агесилай.  Он решил изменить традицию, которая дискриминировала женщин, запрещая им участвовать в Олимпийских играх.

Циниска

Весьма вероятно, что именно он, зная о страсти, которую сестра питала к лошадям, поощрял Циниску к соревнованиям в гонках на колесницах. Агесилай надеялся, что если его удивительно талантливая сестра выиграет гонки, положение женщин на Олимпийских играх изменится навсегда. Циниска была любительницей лошадей и человеком, который использовал положение принцессы, чтобы открыть ворота на Олимпиаду для всех женщин.

В 396 году до н. э. Циниска наняла мужчин-возничих, чтобы управлять лошадьми, которых она обучала, и впервые вошла в свою команду на Олимпийских играх, где она победила в гонке на колесницах с четырьмя лошадьми . Считается, что Циниске было примерно 40 лет, когда она одержала свою первую победу на Олимпийских играх. В 392 году до н. э. Циниска снова вошла в свою гоночную команду на Олимпийских играх и добилась еще одной победы.

Спартанская принцесса Циниска, была первой женщиной-чемпионкой греческих Олимпийских игр. Циниска так же занималась обучением лошадей, которые не раз побеждали в гонках на колесницах.

Кроме того, Циниска удостоилась чести создать бронзовую статую, изображающую ее рядом с колесничим. Это произведение Апеллеса было установлено в храме Зевса в Олимпии, рядом со статуей Троилоса.

В письменной записи говорилось, что она была единственной женщиной, выигравшей корону гонок на колесницах на Олимпийских играх. Кроме того, в Спарте в платановой роще, где проходили религиозные обряды, был установлен памятник славе Циниски. Так чествовали только спартанских королей, и она была первой женщиной, удостоенной этой чести.

Но Циниска была не одна.

Эврилеонис выиграла скачки двухконных колесниц в 368 году до н. К сожалению, многие детали, связанные с ее жизнью, были утрачены. Наряду с Циниской и Эврилеонис скачки выигрывали и другие женщины Спарты — Zeuxo, Hermione, Belistiche, Encrateia и Cassia.

Эти победы вдохновили тысячи барышень на усердную работу и борьбу за квалификацию на Олимпийских играх и за медали.

Женщины на гладиаторской арене

Женщин-гладиаторок называли гладиатрикс и амазонками. Выступали они также как и мужчины-гладиаторы на арене Колизея, но между женщинами и мужчинами существовали некоторые отличия. Интересно, что гладиаторки не носили ни шлемов, ни туник. Бились они на гладиусах, надевали наручи и поножи, и, конечно, имели при себе щит.

А вот шлемы они не носили по нескольким возможным причинам — демонстрировали прическу и пол. В отличие от гладиаторов, гладиатрикс не были рабынями, это были свободные женщины, часто богатые, которые любили сражения, и относились к подобного рода занятиям, как к спорту или развлечению. Последнее известное соревнование гладиатрикс состоялась в Риме 1 января 202 года нашей эры.

К сожалению, феномен гладиатрикс связывают с упадком империи, ведь женщин на арене воспринимали скорее, как некое пышное шоу, к тому же, многие императоры считали, что подобная свобода недопустима, ибо способствует развращению богатых дам, которым больше нечем заняться.

Гладиатрикс

Женщины Спарты — самые свободные

Сведения о спартанках можно почерпнуть у античных ученых и поэтов. В отличие от женщин Древней Греции, где женщина была собственностью мужа, спартанки были свободны, их могло контролировать только государство, оно же занималось их воспитанием и образованием. Спартанки с ранних лет занимались спортом, были включены в работу, учились. Конечно, все это сводилось к роли матери, потому что в сознании жителей Спарты только здоровая, активная, умная и образованная женщина могла дать государству таких же граждан.

Спартанки

Поэтому спартанки поощрялись к участию в умственных и интеллектуальных дискуссиях относительно государственной политики, законов, чтения, письма и мифологии. От них ожидали, что они смогут противостоять мужчинам, как равные, в случае, если мужчина бросал женщине вызов. Спартанки участвовали в марафонах вместе со спартанцами. Согласно пифагорейцам, перечисленным Ламблихосом, «спартанские женщины могли быть очень грамотными». Спартанские женщины умели читать, писать и позволяли вступать в разговор с мужчинами. Кстати, афиняне боялись острых на язык спартанок, которые открыто выражали свое мнение о государственных законах Древней Греции, которые были не похожи на законы Спарты.

Юные спартанки задирают спартанских юношей. Эдгар Дега, 1860 г. Национальная галерея, Лондон

Спартанки занимались бегом, борьбой, метанием диска и копья. Спарта, которая считалась тоталитарным государством, придерживалась мнения, что только равная мужчине женщина может выносить здоровых детей. Кстати, питались спартанки лучше спартанцев. Спартанки наследовали часть имущества, по крайней мере, до тех пор, пока не производили на свет наследника. Аристотель в своих трудах в IV веке до нашей эры возложил вину за неудачи Греции на права, богатство и влияние спартанских женщин на государство.

«… свобода Спартана завещать свою землю так, как они хотели, и размер наделов привел к тому, что две пятых земли попали в руки женщин …»

Аристотель

В Спарте муж и жена по большей части были разлучены, и спартанки управлялись не только с хозяйством, но и накапливали доход в виде государственной и санкционированной государством земли и имущества. Это в свою очередь позволяло им влиять на государственную политику.

Две Фаустины

Положение древних римлянок, как и древних гречанок, было незавидным, но, несмотря на это, женщины влияли на развитие общества и культуры, изменяя лицо мира. Пока мужья двух Фаустин, матери и дочери, правили империей, мать и дочь меняли мир к лучшему. Благодаря своей мудрости, независимости и влиянию на Древний Рим, эти две женщины были даже включены в пантеон богинь. Фаустины создали анклав интеллигенции и открытой дискуссии, и таким образом повлияли на судьбу целой Империи.

Анния Галериа Фаустина, известная, как Фаустина Старшая, или Фаустина I, родилась 16 февраля в 100 году, и была дочерью консула и префекта Маркуса Анниуса Веруса и Рупилии Фаустины. Ее семья была родственна известному императору Траяну.

Фаустина старшая

Фаустина была известна своей щедростью, ее сердце было открыто для бедных. Она создала систему спонсирования обучения римских детей, чьи родители не могли позволить себе расходы. В основном, она была заинтересована в поддержке образования девочек. Благодаря этому факту Фаустина имела массовую поддержку женщин, видевших в ней богиню мудрости и того, кто открывал клетку «супружеского рабства».

У Фаустины было четверо детей, но выжила единственная — Фаустина Младшая, которая вышла замуж за своего двоюродного брата — известного императора и философа  Марка Аврелия. Анния Галериа Фаустина Младшая питала любовь к чтению и была очень смелой, обладала уникальными политическими и интеллектуальными навыками. Фаустина давала советы императору, и следовала за Марком в военных походах, а солдаты уважали ее за ее отвагу.

Фаустина младшая, Рим, Италия

Фаустина младшая так же, как и императрица -мать, пеклась о судьбах бедных, и особенно ее волновали девочки из бедных семей. Фаустины прекрасно понимали женщин и их потребности, и их деятельность и влияние изменило жизнь римских дам.

Философия в женском роде

Мы знаем о великих философах древнего мира. Но женщины — философки ускользают от внимания. Между тем, женщин, которые оказали значительное влияние на развитие философии немало. Возможно, одной из самых известных философок была Теано, жена греческого математика и философа Пифагора, которая управляла пифагорейской школой на юге Италии в конце шестого века до н. э. после смерти мужа. Ей приписывают написание трактатов по математике, физике, медицине и детской психологии.

Согласно отчётам, сохранённым в исторических трудах, Теано была автором «Космологии», «Теоремы золотого среднего», «Теории чисел», «Построения Вселенной», «О добродетели» и биографии о своём муже под названием «Жизнь Пифагора». Наиболее важной из её работ, возможно, является Теорема Золотого Среднего, которая описывает иррациональное число, которое появляется во многих аспектах природы. Построение теории очень похоже на геометрическую константу пи, которая была создана Пифагором.

Теано или Феано

Теано также была авторкой теории о Вселенной и десяти концентрических сферах: Солнце, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Земля, Контрземля, звёзды. Она считала, что звезды не могут двигаться.

Есть данные, что школа Пифагора принимала как мужчин, так и женщин. В то время женщины не имели никаких прав на образование и не могли участвовать в управлении государством. На них смотрели как на домработниц, и получить образование им было очень трудно.

Школа в Кротоне была раем для женщин-интеллектуалок. Одна из первых учениц Пифагора была Аристоклея. Считается, что в школе при жизни мастера и его жены, Теано, учились не менее 28 женщин. Общее количество студентов составило около 300 человек.

Работы Теано, возможно, продолжила женщина, известная из сочинений X века как Суда. Она была ученицей Теано, которая приехала в свою школу из Метапонтума, городка недалеко от Кротона. При анализе более старых текстов невозможно отделить книги, о которых говорит Пифагор, от сочинений, приписываемых Теано и некоторым другим авторам. Теано была не единственной философкой. Историкам известны не менее 68 женщин философок, которые проживали во времена эллинистического периода. Пифагорейские женщины-философки VI и V веков до н. э., Аспазия и Диотима V века до н. э., Арете, Гиппархия, Памфиле и женщины-эпикурейки — все с IV века до н.э. пять логистических дочерей известного философа-стоика III века до н.э., и, наконец, Гипатия, жившая в IV веке н.э.

Фемистоклея Дельфийская (или Аристоклея или Феоклея) жила в VI веке до н. э. и была жрицей в Дельфах. Фемистоклея отличилась среди женщин-философов за ее знания по математике, и она преподавала в стенах храма Аполлона в Дельфах. Она так любила геометрию, что украшала храм Аполлона геометрическими формами. А кроме того, ее называют учителем Пифагора.

«Аристоксен говорит, что Пифагор получил большую часть своих моральных доктрин от дельфийской жрицы Фемистоклеи».

Диоген Лаэртский в «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

Аспазия, родилась в 470 г до н.э. в Милете была известна своей красотой, которая покорила сердце Перикла. Одна из самых образованных женщин в те времена, она привлекала известных философов, таких, как Сократ, которые проводили время, беседуя с нею. Её дом всегда был открыт для художников, философов и политиков. Несмотря на её свободный стиль жизни, афиняне часто приводили своих жён вместе на встречу с Аспазией, чтобы они могли слушать речи и советы Аспазии.

Аспазия

Гиппархия, циникесса, первая освобожденная в истории Афин женщина, родилась 328 года до н. э. в Маронее, городе Фракия в Северной Греции. Её брат был философом — циником, и Гиппархия также посещала школу циников в Фивах. Она была первой ученицей Школы, и там она встретила Крейтса, друга своего брата, который происходил из богатой семьи, но был антиконформистом всех социальных условностей своего времени. Гиппархия вышла замуж за Крейтса, но жила в полном равенстве с партнером.

Кратет и Гиппархия

Леонтион, жившая в IV веке до нашей эры, была ученицей философа Эпикура. Все её сочинения утрачены, кроме фрагмента одного из её писем, адресованного её учителю, великому Эпикуру, что является свидетельством её важности в его Философской школе. Леонтион известна и благодаря своей критики великого Феофраста, преемника Аристотеля. Арете, дочь Аристиппоса, основателя Философской школы Кирены, написала более сорока книг и была учительницей более 110 философов. Её сын Аристипос также был философом и продолжал семейную традицию в качестве директора Киренейской школы.

Диотима (V век до н. э.) была жрицей из Мантинии, Пелопоннес. Платон упоминает о ней, как мудрой женщине, которая учила Сократа. Сократ признал, что узнал от Диотимы тайны Любви и Страстей как мотив Красоты и Истины. Согласно античному философу Ксенофонту, Диотима обладала расширенными знаниями о пифагорейских числительных и сложных геометрических теоремах. Платон утверждает, что по её указанию афинянам удалось отложить пришествие чумы на десятилетие.

Диотима

В новейшее время имя Диотима означает поиск философских, научных и социальных ответов и символизирует равенство мужчин и женщин, так как она является единственной женщиной, упоминаемой в Симпозиуме Платона, где доминируют мужчины.

Гипатия (370 год н.э. — 415 год н.э.) была одной из самых важных женщин-философов Александрии. Она была дочерью математика и астронома Теона. Училась в знаменитых Афинских школах и вернулась преподавать математику, астрономию и философию в Александрию. Она изобрела множество научных инструментов, таких как астролябия и гигрометр. Гипатия привлекла многих студентов со всего Средиземноморья, которые хотели, чтобы их учили лучшие математики своего времени. К сожалению, политические и религиозные конфликты привели к ее насильственной смерти, поскольку ее сограждане считали, что она повлияла на губернатора Александрии, отказывая в сотрудничестве с христианским епископом. Для многих жестокая смерть Гипатии — символический конец классического мира.

Смерть Гипатии в Александрии

В V веке до н.э. жена Евстафия, Сосипатра, будучи успешной преподавательницей, получила образование в школе мистиков, и стала продолжательницей неоплатонической традиции, интерпретируя трудные тексты и опосредуя божественное знание. Её окружали знатоки-мужчины, одним из которых был и ее муж. Но согласно биографии Евнапия в его «Житиях философов», она превозшла окружавших ее философов, и ученики предпочли ее вдохновляющее учение.

На философию оказала влияние и Клея, которая была жрицей в Дельфах и нашла множество возможностей для углублённых философских бесед с Плутархом, самым известным интеллигентом своего времени. Плутарх рассказывает нам в предисловиях к «О храбрости женщин» и «Об Исиде и Осирисе», как эти философские беседы о смерти, добродетели и религиозной истории вдохновляли его на собственное творчество. В 4 веке н.э. В Каппадокии была известна Макрина, сестра Григория Нисского, который описал ее жизнь в биографии «Жизнь Макрины» и изобразил ее в философском диалоге «О душе и воскресении», в котором она демонстрирует широкие знания в философии, писании и физических науках.

Продолжение следует