Феминизм видится нам детищем 20-го века, но женщины всегда стремились играть важную роль в развитии и становлении цивилизаций.  А их статус в обществе варьировался от цивилизации к цивилизации и от эпохи к эпохе.

В доисторические времена  люди были более или менее равны. Ну, разве что более удачливый охотник ( или охотница) получал (-а) лучший кусок мяса.

Все изменилось с приходом сельскохозяйственной экономики. Развитию которой, кстати, весьма способствовали женщины.  Ведь  именно женщины, пожилые люди и дети занимались собирательством и кормили племя.

И  собирательницы, должно быть, стали замечать, какие растения и где произрастают, когда цветут и плодоносят. И возможно, они догадались, что если не съедать все семена сразу, а отложить часть и посеять, то потом не придется кочевать в поисках пищи. Это дало возможность сообществам осесть на земле и начать накапливать излишки продовольствия, которыми впоследствии можно было торговать или оплачивать чужой труд.

Однако  торговля может процветать только в обществе, которое подчиняется определенному строгому порядку, и так со временем стали возникать первые государства.  А в  государствах расцвели жесткие классовые рамки, неравномерное накопление и распределении ресурсов, а также гендерное неравенство.

Прежде, чем приступать к рассказу о роли женщин в древнем мире, следует отметить, что женщинам приходилось очень нелегко в мужском мире.

Например, в греческой и римской древности даже женские голоса были доказательством женской нечестивости — слишком тонкие и слишком звонкие. А потому в античной литературе могущественные женщины часто были символами узурпации и смертельной опасности.

Считалось даже, что публичные выступления женщин могут не только поставить под угрозу близких им мужчин, но и привести к падению нации. Но это не останавливало женщин от борьбы за свои права, от участия в жизни общества и не закрывало  им рты.

Эннигальди – основательница первого в мире музея

Археологические раскопки дворца в Уре

В 1925 году британский археолог сэр Чарльз Леонард Вулли со своей командой обнаружил во время раскопок Вавилонского дворца в Уре любопытную коллекцию артефактов. Все они были из разных мест, но держали их вместе. Возраст находок варьировался между 2100-600 годами до нашей эры. В числе их были: статуя  известного древнего короля Ура – Шульги, который правил около 2058 года до нашей эры, а также —  древние тексты, каменная голова и стелла кудурру.

У многих находок были пометки, в которых коротко описывалась история артефакта. Записи были сделаны на трех языках, включая шумерский. И так выяснилось, что археологи обнаружили… древний музей. А создала и курировала этот музей принцесса Ура, Эннигальди-Нанна, которая к тому же заведовала еще и писчей школой для знатных женщин.

Глиняный цилиндр с надписью на трех языках, используемый в музее Эннигальди для сопровождения древнего артефакта; это самые ранние известные «музейные этикетки».

 Об Эннигальди сегодня известно очень мало, однако, ее именем назван бренд модной одежды, на создание которого вдохновила дизайнеров древняя архитектура Вавилона.

Автобиография на ступеньках

Но Эннигальди она была не первой влиятельной женщиной Ура. Ее бабушка, Адад-гуппи, была могущественной жрицей, советчицей своего сына, Набонидуса, и сегодня об ее жизни известно из  её автобиографии.

Историки обнаружили две копии автобиографии Адада-Гуппи: первая копия, обнаруженная в 1906 году, была написана на сломанной стеле  в Харране. Второй экземпляр, обнаруженный пятьдесят лет спустя Д.С. Райсом, был написан на ступенях мощеной дороги у северного входа в Великую мечеть в Харране.

Мечеть в Харране

Биография начинается рассказом от первого лица самой Адад-Гуппи и заканчивается описанием ее захоронения.

Она упоминает, что родилась на двадцатом году правления ассирийского царя Ашшурбанипала (ок. 648 г. до н.э.) и что 95 лет она ухаживала за святынями бога луны Сина. Она также упоминает, что жила, пока ее сын Набонид не был провозглашен царем Вавилона, что произошло в 556 году до нашей эры. Очевидно, она умерла в возрасте 104 лет (около 544 г. до н.э.), живя здоровым телом и разумом, чтобы увидеть потомков четвертого поколения.

Как шумерская поэтесса повлияла на Гомера, Библию и христианство

Первым в мире автором, известным по имени, была шумерская поэтесса Энхедуанна, которая родилась в 23 веке до н.э. Её неозаглавленные религиозные сочинения (обычно называемые «Гимны к Инанне») являются одним из древнейших примеров авторской литературы в письменной истории. Ее стихи были настолько значимы, что влияли на песнопения и гимны древних шумеров на протяжении многих  веков.

Энхедуанна — вторая фигура слева на этом диске.

«Настоящая Женщина наделена великой мудростью,Она пользуется таблицами из лапис лазури,
Она — советник в любых мирских делах,
Она измеряет Космос,
И выверяет небесные меры канатами на земле…»
2260 г. до н.э.

Кроме поэтического призвания, Энхедуанна была высшей жрицей храма Шумера. И происходила она (предположительно) из знатной семьи: царя Саргона из Аккада и царицы Ташлултум.

При Саргоне великая Аккадская империя завоевала и поглотила несколько шумерских городов, в числе которых был и Ур.

На Энхедуанну была возложена задача примирить богов аккадцев с богами шумеров, чтобы важный город Ур был благосклонен и принял Саргона как повелителя.

Энхедуанна была жрицей бога Луны — Син. На шумерском языке его называли еще — Нанна. Он, пожалуй, наиболее известен как божество, которому посвящён знаменитый Зиггурат Ура. Его дочь Иннана ( шумерская) сольется с аккадской богиней Иштар, а затем, возможно, трансформируется в богиню Афродиту.

Монументальной задачей Энхедуанны было объединение двух божеств в единую всемогущую богиню.  И у нее это получилось.

Пары львов гуляют в тени под длинными изгибами веток,
серорунные овцы и большеглазые телицы без пастуха забрели на холм,
уходящим диким быкам травы, качаясь, щекочут ноги,
лунорогие туры любятся посреди кипарисов.

Энхедуанна

 По словам историка Пауля Кривачека, Энхедуанне «приписывается создание парадигм поэзии, псалмов и молитв, которые потом использовались во всем древнем мире… Через вавилонян они влияли на молитвы и псалмы еврейской Библии, и гомеровские гимны Греции, и вдохновляли их. Через них даже можно услышать слабые отголоски Энхедуанны в гимнодии раннехристианской церкви».

Артемисия Карийская – военачальница и советница Ксеркса

В древнем мире, когда женщины действительно шли на войну, обычно сообщалось о полном перевороте естественного порядка вещей. Древние верили, как утверждала «Илиада» Гомера, что «война — мужское дело». В глазах (мужских) современных историков женщины-воины были аберрациями и часто вспоминались как воплощения мифических амазонок. Эти легендарные воины обычно изображались неистовыми женщинами, которые вели себя неестественно, и символизировали — по крайней мере, древним мужчинам — мир, который встал с ног на голову.

А между тем женщины на войне все же  не были  редким явлением.

Артемисия из Карии, также известная как Артемисия I, была правительницей народа карийцев, в античные времена населявшего область на юго-западном побережье Малой Азии. Она вошла в историю как царица, сражавшаяся на стороне персов во время похода Ксеркса I (того самого, с которыми сражались 300 спартанцев) в материковую Грецию в 480–479 годах до н.э. Древнегреческий историк Геродот описал Артемисию не только как храбрую воительницу, но и как мудрую советчицу персидского владыки.

Когда Артемисия Карийская командовала кораблями на стороне персов в битве при Саламине в 480BC году, она сражалась настолько хорошо, что персидский царь Ксеркс воскликнул: «Мои мужчины стали женщинами, а мои женщины – мужчинами».

При Ксерксе I, который двинулся в поход на Грецию, желая её завоевать, Кария (в качестве вассала) выставила около сотни кораблей, командовала которыми Артемисия. Персидская экспедиция в Элладу была местью Ксеркса грекам за поражение в битве при Марафоне в 490 году до н.э. Как сообщается, персидская армия вторжения была самой большой из когда-либо собранных в мире до этого момента. Даже если бы крошечная Кария была вынуждена направить в поход воинов и корабли, не было бы никакой необходимости, чтобы царица лично возглавила или даже сопровождала своих воинов в бою. Из этого следует вывод, что решение Артемисии отправиться на войну было её собственным.

 Она была единственной женщиной полководцем в армии персов. Греки были страшно озлоблены тем, что против них воюет женщина и за поимку царицы живой (уж не знаю для каких целей именно живой…) назначили награду в 1.000 драхм. Это весьма крупная сумма по тем временам. Например, коза – стоила 12 драхм, шлем – 40 драхм, а загородная усадьба от  2 тысяч до 6 тысяч драхм.

И  для рядового бойца эта сумма была просто мечта! За один раз и трёхлетнее жалование (при том непрерывных боёв)! Неплохо, правда?

Персы довольно уверенно побеждали греков на море. В том числе и благодаря идеям Артемисии: Во время морских боёв она якобы искусно использовала схожесть своих кораблей с греческими. В общем, почти уничтоженный греческий флот отступил в Саламинский пролив.

И вот, 28 сентября 480 до н. э.  началась  Саламинская битва. 

Кстати, Артемисия перед ней убеждала Ксеркса подождать, разумно предполагая, что греки перегрызутся быстрее и разойдутся по своим полисам, где их по одиночке легко будет перебить. Но царь ее не послушал и Артемисия, преданная ему, приняла участие в битве.

Надо сказать, что, невзирая на численное преимущество, персы потерпели сокрушительное поражение. И их корабли оказались запертыми в узкой бухте, где с ними легко расправлялись греки. И вот, когда персы в жуткой неразберихе пытались отступить, афинский корабль, желая получить вожделенную тысячу драхм, пустился в погоню за флагманом Артемисии (опознавательные знаки её корабля были великолепно известны обеим сторонам,).

Ситуация была идеальная: персидские корабли загораживали ей путь и скрыться она не могла. Но только вот капитан не учёл хитроумность царицы, коей восхитился бы даже Одиссей. Она приняла весьма экстраординарный ход: протаранила свой же (в смысле союзный, персидский) корабль! И вырвалась на свободу. Именно тогда и прозвучали те известные слова Ксеркса про Артемису. Видимо, царь в пылу битвы не разобрался, чей корабль Артемисия потопила. А может просто был впечатлен ее храбростью.

Было примерно так

После этой битвы Ксеркс принял совет Артемисии и ушёл из Греции, оставив Мардония воевать с эллинами. Артемисии же было поручено сопровождать сыновей Ксеркса в безопасное место — город Эфе. Дальнейшая судьба этой замечательной женщины нам неизвестна. Известно только, что карийцы, ушедшие с ней на войну с персами, вернулись домой живыми.

Фу Хао – богиня войны

О многих воительницах известно из древних записей. Например, одна из 60 жен императора У Дина из китайской династии Шан, Фу Хао, была не просто высшей жрицей, но и военачальницей. Она вела множество военных кампаний, командовала 13 тысячью солдат и считалась самой могущественной военачальницей своего времени. Она контролировала границы на окраине империи мужа, в ее гробнице, которую обнаружили и вскрыли в 1967 году, обнаружили множество оружия.

Около XIII века до н.э. на Шанцю, город империи Шан, напала армия государства Иньфан. Император вместе с супругой отправились на защиту Шанцю.

Прибыв на поле битвы, У Дин решил начать штурм посреди ночи, но Фу Хао не присоединилась к нему. Вместо этого она незаметно покинула лагерь. В одиночку У Дин возглавил битву с армией противника. Линия наступления войск Иньфана была прорвана. Они бежали с поля боя и остановились в тихой долине.

Но прежде чем армия Иньфана успела перевести дух, появились отряды под флагами Шан, на которых были написаны два крупных иероглифа «Фу Хао».

Окружённые с обеих сторон, войска противника пришли в смятение и вскоре были уничтожены.

Фу Хао стала первым генералом в истории Китая, который применил тактику засады в войне. А еще она применила другое ноу-хау. Когда на страну напала орда кочевников-завоевателей, а войска уже почти не было, чтобы справится с ними, Фу Хао, отправилась …в тюрьму. И из заключенных создала самое отчаянное жестокое войско. Враг в страхе бежал. А новобранцы получили свою заслуженную свободу. Это было крупнейшее сражение во время правления У Дина.

Фу Хао, спасшую китайскую цивилизацию, стали называть богиней войны.

Говорят, что Фу Хао была дарована У Дину и народу Шан Небом. Она помогала императору во многих военных кампаниях и расширила территорию империи. Во время правления У Дина династия Шан была наиболее могущественной.

Она совершила около 20 походов. В награду за подвиги супруг наградил ее провинцией. Военные походы подорвали здоровье императрицы. В возрасте 33 лет ее не стало. Возможно, ее здоровье было подорвано родами. Она родила императору 4 сыновей.

Продолжение следует