Мы живем в обществе, в котором мужчины могут передвигаться, как им заблагорассудится, в то время как остальные из нас опасаются за свою жизнь во время простого путешествия домой. Укоренившиеся гендерные нормы и ожидания составляют значительную часть общей картины, но они усугубляются фактическим  дизайном наших общественных пространств, который часто основан на потребностях мужчин — в особенности белых, цисгендерных и гетеросексуальных мужчин.

Развитие велосипедной инфраструктуры сможет помочь женщинам  снизить риски попадания в опасные ситуации, считают британские специалисты.

Велосипедная эстакада через Лондон

Езда на велосипеде, конечно, полностью не устраняет риск домогательств или насилия для женщин, но, по крайней мере, дает больший личный контроль над маршрутом, скоростью и временем поездки и устраняет некоторые из уязвимостей, связанных с ходьбой или попаданием в опасную ситуацию в общественном транспорте или в такси. 

Как говорит эксперт по велоспорту и городскому дизайну Тиффани Лам: «Когда  в 2013 году  я села на велосипед, то почувствовала себя освобожденной от уличных преследований. У  уличных приставал просто не было времени и возможности меня преследовать. Я стала слишком быстрой для них. И даже , если бы ко мне пристали, я смогла бы быстро уехать».

Данные из других стран показывают, что женщины с большей вероятностью будут ездить на велосипеде, чем мужчины, если там  есть поддерживающая велосипедная инфраструктура, такая как велосипедные дорожки, которые хорошо освещены и полностью отделены от движения, и безопасные маршруты, которые облегчают различные поездки. 

Например, в Нидерландах и Копенгагене 55% поездок на велосипеде совершают женщины. В Париже и Лиссабоне число женщин-велосипедистов увеличилось благодаря недавним инвестициям в защищенные велосипедные дорожки.

Однако многие женщины не  садятся на велосипед, потому что считают, что езда на велосипеде не совсем безопасна в той городской среде, которая сейчас существует.

В этом нет ничего удивительного: исследования показали, что женщины-велосипедисты в Великобритании в два раза чаще, чем мужчины, сталкиваются с преследованиями со стороны водителей. А исследование, проведенное в США, обнаружило, что водители в 3,8 раза чаще обгоняют велосипедисток более близко и опасно, чем мужчин-велосипедистов.

Необходимо создавать велодорожки, которые будут учитывать желания и маршруты женщин.  И менять именно инфраструктуру, а не в очередной раз поведение женщин.

Жизненно важен более точный анализ различий в видах путешествий, совершаемых женщинами и мужчинами. Большая часть «фирменной» велосипедных линий, такой как веломагистрали, предназначена для поездки людей  в часы пик » с работы домой и обратно»- поездки больше соответствуют моделям путешествий мужчин, чем женщин.

Женщины ездят по другим маршрутам – и это надо учитывать при создании велозон. Им нужны маршруты с остановками — да, заезды за детьми и в магазины по-прежнему на плечах женщин. Чаще всего женщины пользуются специализированными бульварами, тихими улицами с успокоителями движения, парками, защищенными велодорожками. Стремление женщин ездить по безопасным маршрутам способствует увеличению спроса на создание серьезной и безопасной велосипедной инфраструктуры. Согласно предположениям, качественные велосипедные дорожки, защищенные велополосы, более широкие полосы для движения на автомагистралях, сеть связанных велодорожек и прямые маршруты привлекут большее количество женщин.

Дорога Сеул-Пусан – это огромный комплекс объектов, построенных специально для велосипедистов. Он включает в себя мосты и эстакады, тоннели и сотни километров благоустроенных дорожек. На нем есть туалеты, пункты общественного питания, отели и кемпинги.
Источник: https://novate.ru/blogs/060414/25954/

Больше внимания также необходимо уделять объединению безопасных велосипедных маршрутов с другими видами транспорта, с более широким обеспечением безопасных маршрутов и хорошо освещенных велосипедных стоянок на транспортных узлах.

К сожалению, на данный момент, в России велоструктура почти не развита. Москва в мировом рейтинге занимает всего лишь 86 место по уровню удобства для велосипедистов.

«Многие московские улицы воспринимаются как небезопасные. Об этом можно судить по двум показателям: высокий процент велосипедистов на тротуаре и очень низкий процент женщин на велосипедах. В городах с развитой велокультурой, там, где на велосипеде ездить безопасно, — в Копенгагене, Амстердаме и даже Токио — женщин на велосипедах больше, чем мужчин. У нас их больше всего на Бульварном кольце, около 30%. А, например, на Тверской — меньше 5%»- говорит Владимир Кумов, куратор проекта по развитию велокультуры Let’s bike it! и член правления Международной зимней велофедерации.

Инвестирование в инфраструктуру, которая дает женщинам больший контроль над собственной безопасностью и мобильностью — в обществе, которое одновременно отрицает опасность городских улиц и обвиняет женщин в том, что они не защищают себя, — было бы хорошим началом для изменения жизни в лучшую сторону.