Третья заключительная часть экспертной статьи психолога Анны Федоровой о психологическом насилии на примере героев из школьной литературы. Начало можно прочитать здесь и здесь.

Л.Н.Толстой, “Анна Каренина”

И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что́ ей надо делать. Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда. Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее.

«Туда! — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, — туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».
Она хотела упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда, купаясь, готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знамения вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со всеми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колени. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи, прости мне все!» — проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла
.

***

Нам подаётся это произведение под соусом “выбора Анны — броситься под поезд”, что она не смогла найти другого выхода. Я хочу вам предложить посмотреть на это с другой стороны.

Во-первых, в этом эпизоде романтизируется суицид. Во-вторых, в течение повествования никто из партнёров Анны не интересовался её чувствами, и не относился к ней бережно. Если бы она состояла хотя бы в одних отношениях, где партнёр заботился о ней, и был достойным, она бы чувствовала себя услышанной, и результат не был столь трагичен.

Для мужа она была лишь показателем статуса «жены», для Вронского — любовницей, с которой хорошо проводить время. Всё остальное их не интересовало, и на самом деле Анна чувствовала себя несчастной в отношениях.

Отсутствие искреннего интереса к другому человеку в отношениях, когда партнёр чувствует себя плохо, доведение до суицида12- й признак психологического насилия.

М.Ю.Лермонтов, “Герой нашего времени”

Эпизод 1

Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конем; только за него ты должен отдать мне сестру Бэлу: Карагез будет тебе калымом. Надеюсь, что торг для тебя выгоден. /…/

Хорошо! — сказал Азамат и поскакал в аул. Вечером Григорий Александрович вооружился и выехал из крепости: как они сладили это дело, не знаю, — только ночью они оба возвратились, и часовой видел, что поперек седла Азамата лежала женщина, у которой руки и ноги были связаны, а голова окутана чадрой.
***

Очень часто женщин, которые подверглись насилию, называют “жертвами”, и считают, что они слабые и беспомощные, ничего не могут сами, у них нет воли и желания жить. Но на самом деле всё наоборот. Чаще всего в подобные отношения попадают женщины, которые сильны духом, красивы и имеют очень много потенциала к росту, достижению успеха.

В этом произведении описывается много женщин, но я решила рассказать про эпизоды с Бэлой, которая, как говорил автор, была очень красивой и сильной духом. То, что происходит в этом эпизоде — на самом деле чистейшая объективация, превращение женщины в товар, без чувств, просто тело.

В современном мире женщин тоже покупают, в несколько других обстоятельствах, чем описал М.Ю.Лермонтов, но основание остаётся одним и тем же.

Представление о том, что женщина — это товар, который можно продать, купить, обменять — 13-й признак психологического насилия.


Эпизод 2


***

Послушай, милая, добрая Бэла! — продолжал Печорин, — ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтоб тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселей?

Она призадумалась, не спуская с него черных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия. Он взял ее руку и стал ее уговаривать, чтоб она его целовала; она слабо защищалась и только повторяла: «Поджалуста, поджалуйста, не нада, не нада». Он стал настаивать; она задрожала, заплакала.

— Я твоя пленница, — говорила она, — твоя раба; конечно, ты можешь меня принудить, — и опять слезы.
***

В предыдущем эпизоде резко отрицались чувства женщины, а в этом Печорин уже начал обращать внимание на то, что она живая. Но каким образом? Снова желание, чтобы она не испытывала неприятные чувства, но при этом вся история до этого, а также невыносимые для неё условия как будто не замечаются.

Герой обставляет всё как само собой разумеющееся, и будто искренне недоумевает, почему же она плачет? Он лжёт, что всё хорошо, чтобы не признавать свою вину в содеянном, но слёзы Бэлы являются свидетельством, что на самом деле ничего хорошего здесь нет.

Создание невыносимых эмоционально условий для женщины, где нет выхода, кроме как подчиниться партнёру — 14-й признак психологического насилия.

Эпизод 3


Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле нее Бэла; а Казбич, бросив ружье, по кустарникам, точно кошка, карабкался на утес; хотелось мне его снять оттуда — да не было заряда готового! Мы соскочили с лошадей и кинулись к Бэле. Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями… Такой злодей; хоть бы в сердце ударил — ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар! Она была без памяти. Мы изорвали чадру и перевязали рану как можно туже; напрасно Печорин целовал ее холодные губы — ничто не могло привести ее в себя.
***

Да, это художественный текст, где должно всё красиво описываться, но в данном случае смерть женщины романтизируется. И это — 15-й признак психологического и физического насилия.

А.П.Чехов, “Вишнёвый сад”

Эпизод 1

***
Дуняша. А собаки всю ночь не спали, чуют, что хозяева едут.

Лопахин. Что ты, Дуняша, такая…

Дуняша. Руки трясутся. Я в обморок упаду.

Лопахин. Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить.
***

Лопахин обесценивает чувства Дуняши, и обвиняет её за проявление чувств. Призывает к тому, что “надо себя помнить”, но что это означает — не объясняет.

Обесценивание женщины и её чувств — 16-й признак психологического насилия.

Эпизод 2


Я стала тревожная, все беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь… Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами.

Яша (целует ее). Огурчик! Конечно, каждая девушка должна себя помнить, и я больше всего не люблю, ежели девушка дурного поведения.

Дуняша. Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать.
***


Дуняша говорит словами, которые ей передали другие люди, если вспомнить предыдущий эпизод. Из-за запрета на чувства любой человек не будет понимать, что с ним происходит, и сможет описывать себя только так, как скажут о нём другие, но не сможет опираться на себя, свои чувства и переживания.

И снова в данном диалоге Яша, несмотря на то, что целует её, говорит иные вещи, о том, какой должна быть девушка, и чего он не любит, но не поддерживает разговор Дуняши о её переживаниях, что естественно должно было быть, если бы Яша действительно её любил.

Предполагать, что у партнёрши “дурное” поведение, не интересуясь настоящими причинами любого её поведения — 17-й признак психологического насилия.

Н.М.Карамзин, “Бедная Лиза”

Эпизод 1

***
Все жилки в ней забились, и, конечно, не от страха. Она встала, хотела идти, но не могла. Эраст выскочил на берег, подошел к Лизе и — мечта ее отчасти исполнилась: ибо он взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку… А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем — не могла отнять у него руки — не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми губами своими… Ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею! «Милая Лиза! — сказал Эраст. — Милая Лиза! Я люблю тебя», и сии слова отозвались во глубине души ее, как небесная, восхитительная музыка; она едва смела верить ушам своим и… Но я бросаю кисть. Скажу только, что в сию минуту восторга исчезла Лизина робость — Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем.
***

Писатель идеально зарисовывает начало отношений, которые, скорее всего, будут с примесью насилия. Из моего практического опыта, 100% пар, где было партнёрское насилие, начинались именно так: с возвышенных чувств, бурных реакций, быстро развивались события в паре, много восторга и счастья на первое время.

Это легко объясняется тем, что насилие — это история про нарушенные границы. Тот, кто совершает его — проламывает границы другого человека. И начало отношений может много сказать о том, насколько будет здоровая история в дальнейшем.

Эйфория, страсть и быстрое сближение без рамок и границ в начале отношений — 18-й признак возможно скорого психологического насилия.

Эпизод 2


***
Итак, Эраст обманул Лизу, сказав ей, что он едет в армию? — Нет, он в самом деле был в армии, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягченный долгами. Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства — жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом, посвятив искренний вздох Лизе своей. Но все сие может ли оправдать его?

***

Кто не знает — в конце произведения Лиза утопилась, не выдержав расставания с Эрастом. С первого взгляда здесь нет насилия, но вспомните комментарий после Анны Карениной — действительно любящий человек поговорит с партнёром, будет интересоваться его чувствами. Но Эраст всё решил по-другому, и то, что посвятил искренний вздох Лизе, действительно не может его оправдать.

Возвышенная любовь в начале отношений, которая не ведёт к истинным отношениям, сбегание от ответственности в отношениях — 19-й признак психологического насилия.


А.С.Грин, “Алые паруса”

***
Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.
***

Заканчиваем повествование красивой сказкой, которая закончилась хорошо. Но Ассоль не жила своей жизнью, из-за того, что верила в мечту. И пусть это совсем не явный признак насилия, но при этом, если добавляются другие признаки, это важно замечать. Никто не знает, что происходило дальше в отношениях между Ассоль и её возлюбленным.

Романтизация отношений и впадение в идеализированный мир, выпадение из реальности — 20-й признак психологического насилия.

Если вы узнали себя или ваши отношения попали под один или несколько признаков, самая лучшая помощь, которую вы можете оказать себе — это обратиться к психологу, обычному или кризисному.

Контакты для связи:
Автор статьи, психолог, врач, арт-терапевт Анна Фёдорова: https://vk.com/mirravastu
Кризисный центр для женщин: http://crisiscenter.ru/