В школьной программе, состоящей из произведений классической художественной литературы, есть очень много произведений, которые красиво описывают межличностные отношения между мужчиной и женщиной. Чаще всего они заканчиваются несчастливыми эпизодами, но некоторые оставляют приятный след в душе, и надежду, что всё будет хорошо в будущем.

Так как эти произведения были прочитаны каждым из нас в детском или подростковом возрасте, они являются как бы “путеводными” дорогами для построения отношений. Но насколько были описаны здоровые отношения в этих произведениях? И что будет, если повторять их судьбу? Я как практикующий психолог решила разобраться и исследовать 9 произведений с разными эпизодами общения между мужчиной и женщиной. И нашла в них 20 признаков психологического и физического насилия, иногда и скрытого, но актуального и в наши дни. Из личного моего опыта работы с клиентами всё описанное ниже очень распространено, поэтому я хочу чтобы как можно больше людей узнали об этом, и замечая в своих отношениях данные признаки, не оставляли это без внимания.

А.Н. Островский “Гроза”

Эпизод 1. 


***
Кабанов. Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!

Катерина. Чем же я-то виновата?

Кабанов. Кто ж виноват, я уж не знаю.

Варвара. Где тебе знать!

Кабанов. То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»! А теперь поедом ест, проходу не дает — все за тебя.

Варвара. Так нешто она виновата! Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя. (Отворачивается.)

Кабанов. Толкуй тут! Что ж мне делать-то?

Варвара. Знай свое дело — молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. Что стоишь — переминаешься? По глазам вижу, что у тебя и на уме-то.

Кабанов. Ну, а что?

Варвара. Известно что. К Савелу Прокофьичу хочется, выпить с ним. Что, не так, что ли?

Кабанов. Угадала, брат.

***

В данном эпизоде мы видим, как Кабанов обвиняет Катерину. Варвара защищает её, при этом Катерина сама не признаёт свою вину, и это объективно — ведь на самом деле она не виновата, это только то, что придумывает себе Кабанов, об этом свидетельствует то, что он сразу же переводит разговор в другую сторону, когда Катерина спрашивает “в чём я виновата?”. Данный способ общения показывает то, что Кабанов не несёт ответственность за свои слова. Он как может легко обвинить, так и легко снять обвинения, не основываясь на каких-либо фактах. Складывается впечатление, что как будто если он не произнёс слово “виновата”, он и не обвиняет, и может легко перевести тему разговора, как будто этого и не было. Это один из признаков психологического насилия, когда человек может ранить другого, но будто быстро “забывает” об этом. Скорее всего Кабанов сам чувствует себя виноватым, что подтверждается завершением диалога про желание выпить. Данное желание — это очень частый маркер скрытого чувства вины, которое человек не признаёт, но “топит” его в алкоголе. Тут также происходит перенос этого чувства вины, без признания его в себе, на другого человека. В данном случае на более уязвимого психологически, Катерину, которая вроде как и ответить ничего не сможет из-за определённых обстоятельств, если её не защитит Варвара. Но и у Варвары нет 100%-ных полномочий для защиты Катерины, она может только несколько перевести внимание Кабанова на себя, чтобы отвести несправедливые обвинения в сторону Катерины.

“Из-за тебя” — это распространённая фраза, которая содержит в себе скрытое обвинение, и очень часто она звучит в партнёрских отношениях, где присутствует насилие.

Фраза “из-за тебя”, и подобные, которые скрывают истинные чувства у автора насилия, и переносят ответственность за свои чувства на другого человека — 1-й признак психологического насилия.

Пьеса А. Островского «Гроза»в постановке БДТ

Эпизод 2

***

Варвара. Говори, нужды нет!

Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…

Варвара. Только не с мужем.

Катерина. А ты почем знаешь?

Варвара. Еще бы не знать!..

Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю?

***

Здесь прямым текстом Катерина рассказывает о своих страданиях, и видно, что понимает её только Варвара, с ней она не боится это обсуждать. Катерина говорит про “грех”, но что это такое с точки зрения психологии? Уже знакомое нам из прошлого эпизода чувство вины. Это очень сильный внутренний конфликт, который исходит из общественного привычного строя и внутренних негативных установок, что “я сделаю плохо, если буду делать то, что хочу”. Разрешить в обычном мире подобный внутренний конфликт можно в работе с психологом. Но у Катерины была только Варвара, а она не обладала психологическими знаниями, и просто поддерживала её, как могла. В данном эпизоде романтизируется страдание, когда женщина “так красиво” описывает невозможность “совершить грех”. 

Но где здесь насилие? Как раз скрытая версия его состоит в том, что Катерина чувствует себя виноватой из-за того, что она чувствует не то, что должна. Чувства в каждом из нас иррациональны, с ними не нужно бороться, и нет плохих и хороших чувств. Они показывают нам, как маркер, куда необходимо двигаться в жизни, и какие цели ставить. Но когда с ними начинаем бороться, или считать “плохими”, мы в этот момент боремся с собой, что приводит к плохим последствиям в нашей жизни. Катерина в пьесе Островского бросается в реку, потому что не смогла выдержать этого внутреннего конфликта.

Если женщина чувствует себя виноватой в отношениях, и этого чувства вины очень много — это 2-й признак психологического насилия.

Эпизод 3


***

Катерина. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)

Небольшое молчание.

Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! (Кидается к нему на шею.)

Борис (обнимает Катерину). Жизнь моя!

Катерина. Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!

Борис. Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?

Катерина. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.
***

Спектакль «Гроза» в постановке БДТ

Катерина говорит о том, что на самом деле она не хотела делать, но её вынудили обстоятельства. Пытается говорить о своих чувствах, но Борис её не слышит, и будто не принимает её права чувствовать себя плохо. Ему нужно от Катерины только то, чтобы она чувствовала себя хорошо. Но если человек любит другого, то ему интересны любые чувства партнёра. Это показатель того, что Борис просто не хочет ввязываться в её проблемы, и вообще обращать внимания на личность Катерины. У него есть только желание наслаждаться жизнью рядом с ней, не обращая внимание на то, что она чувствует. Это не про любовь, а про объективацию человека, то есть, отношение как к красивой вещи, которая радует глаз.

Партнёр не обращает внимания на чувства и потребности другого человека, не интересуется им как личностью, не заинтересован в диалоге — 3-й признак психологического насилия.

Продолжение следует. В следующей части: «Преступление и наказание».

Автор статьи, психолог, врач, арт-терапевт Анна Фёдорова: https://vk.com/mirravastu
Кризисный центр для женщин: http://crisiscenter.ru/