В первой части шел рассказ о том, кто стал «отцом» виктимологии, какие типы жертв выделялись учеными раньше и чем занимается современная виктимология.

Что дает человеку знание виктимологии

Очень часто люди, которые не знают, что такое виктимология и виктимизация, используют эти термины в обсуждении какого бы то ни было преступления с целью оправдания преступника и обвинения жертвы.

Ситуация в корне меняется, когда человек начинает интересоваться и разбираться в терминах и самой дисциплине. Так, было установлено, что учащиеся одного из колледжей, где был введен курс виктимологии, значительно реже обвиняли жертв в том, что с ними случилось.

Надпись :»Она просто пытается привлечь внимание, зачеркнуто, добиться справедливости».

Что же позволяет людям до сих пор мыслить стереотипно, обвиняя жертв в том, что с ними случилось, и оттесняя свершившего злодеяние на второй план.

Три кита виктимблейминга

Касательно изнасилований, играют роль культура виктимблейминга, мифы об изнасиловании и вера в Мировую Справедливость.

Изнасилование — это широко распространенное преступление в современном мире, которому общество ошибочно, но молчаливо попустительствует. Это также одно из самых недооцененных преступлений, что приводит к грубому искажению представления о его последствиях для жертв.

Теория атрибуции и виктимблейминг

Феномен обвинения жертвы хорошо известен в литературе, посвященной суждениям отдельных лиц о женщинах, ставших жертвами изнасилования. Лица, ставшие жертвами преступлений, часто рассматриваются посторонними как ответственные за свою собственную судьбу.

Этот контринтуативный ответ жертвам преступлений объясняется в рамках теории атрибуции. Теория атрибуции связана с тем, как отдельные лица распределяют или приписывают ответственность отдельным субъектам в рамках сценария.

Елена Проклова. Подверглась общественному осуждению за рассказ о сексуальных домогательствах пережитых в детстве. В числе осудивших ее, такие известные люди, как Станислав Садальский, Яна Поплавская, Сергей Соловьев, Александр Невзоров, певица Валерия и многие другие.

Исследования показали, что такие процессы податливы и могут подвергаться влиянию огромного множества когнитивных и мотивационных предубеждений, которые приводят к определенной интерпретации события.

Наблюдатели обладают своей личной историей, опытом и поэтому будут рассматривать и интерпретировать одни и те же результаты с уникально предвзятых точек зрения. Считается, что культурные и личные различия также влияют на атрибуцию.

Оборонительная атрибуция

Для объяснения феномена обвинения жертв было предложено несколько теорий. Одной из основных теорий в литературе является гипотеза оборонительной атрибуции.

Согласно этой гипотезе, люди увеличивают или уменьшают вину в зависимости от их воспринимаемого сходства с жертвой и воспринимаемой вероятности аналогичной будущей виктимизации для них.

Оборонительные атрибуты предсказывают, что негативное восприятие жертвы будет уменьшаться по мере увеличения сходства наблюдателя с жертвой, что является защитным механизмом для защиты наблюдателя от самообвинения, если подобная судьба должна постигнуть его или ее в будущем.

Вера в Мировую Справедливость

Вторая теория, которая обычно цитируется в литературе, касающейся сексуального насилия, это теория справедливого мира или вера в Мировую Справедливость.

Верить в то, что плохие вещи случаются с человеком без каких-либо видимых причин, кажется многим людям непереносимым. Видеть мир хаотичным и несправедливым, угрожает их чувству контроля. Следовательно, восприятие жертвы как заслуживающей несчастья, помогает восстановить комфортный взгляд на мир как на упорядоченный, правильный и справедливый.

«Люди получают то, что они заслуживают, и заслуживают того, что они получают»,- говорят они себе. Таким образом сохраняя чувство контроля над миром.

Мифы об изнасилованиях

Мифы об изнасилованиях — это убеждения многих людей, которые окружают изнасилования и сексуальное насилие.

Мифы об изнасиловании не соответствуют действительности и сводят к минимуму опыт изнасилования, опираясь на те редкие ситуации, в которых жертва сфабриковала детали и оболгала другого человека.

Понятие мифологии изнасилования было введено в 1970-х годах феминистским движением. Мифы об изнасилованиях описываются как «предубежденные, стереотипные или ложные представления об изнасилованиях, жертвах изнасилований и насильниках».

Они рассматриваются как «взгляды и убеждения, которые в целом являются ложными, но широко и настойчиво придерживаются и которые служат для отрицания и оправдания сексуальной агрессии мужчин в отношении женщин».

По сути, мифы об изнасилованиях последовательно придерживаются убеждений, которые, как считается, поддерживают сексуальное насилие мужчин в отношении женщин в обществе и укрепляют в социуме обвинение жертв.

80 женщин заявили о сексуальных домогательствах со стороны Харви Вайнштейна.. Когда в 2017 году скандал начался жертвы насилия подверглись сильному давлению со стороны общества.

Эти мифы настаивают на том, что жертвы всегда лгут, подразумевают, что изнасилования не произошло, или что виновный был спровоцирован. Другие мифы подразумевают, что преступник не мог контролировать себя и свои сексуальные порывы, или что жертва заслуживала нападения на основании внешнего вида, поведения или стиля одежды.

«Мне кажется, что это варварски много и варварски жестоко, потому что человека судят за недоказанные вещи, недоказанные поступки»,

Режиссер Павел Лунгин в интервью РЕН ТВ о приговоре Харви Вайнштейну.

Некоторые популярные мифы об изнасиловании могут включать в себя предложения, что женщины хотят или заслуживают изнасилования, если они одеваются провокационно, что «нет»  в действительности означает «да», или женщины, которые решили употреблять алкоголь и были изнасилованы, потому что были пьяны, должны были принимать более подходящие решения, которые обезопасили их от насилия.

Мифы об изнасилованиях различаются в разных обществах и культурах. Однако они последовательно следуют образцу, в соответствии с которой они обвиняют жертву в изнасиловании, выражают неверие в утверждения об изнасиловании, освобождают от ответственности виновного и ссылаются на то, что изнасилуются только некоторые виды женщин.

Изначально Вайнштейна попыталась защитить дизайнер Донна Каран. Она объяснила, что многие женщины во всём мире своим сексуальным внешним видом сами напрашиваются на приставания. Позднее подруга продюсера отказалась от своих слов.

Вот семь основных положений  мифа об изнасиловании:

  • «она просила об этом»;
  • «на самом деле это не было изнасилованием»;                     
  • «он не хотел»;        
  • «она этого хотела»;           
  • «ей понравилось»;
  • «изнасилование — тривиальное событие»;
  • «изнасилование — девиантное событие».

Вера в мифы об изнасиловании связана с терпимостью челоека к межличностному насилию и насилию в отношении женщин, вере в традиционные и ограничительные гендерные роли женщин, недоверие к женщинам и враждебные взгляды мужчин по отношению к женщинам.

Признание мифов об изнасилованиях обществом закрепляет цикл сексуального насилия в отношении женщин.

Гендерные роли и культура сексуального поведения

С самого начала жизни общество по-разному относится к мальчикам и девочкам. Гендерные роли назначаются в процессе социализации, и эти роли влияют на наше поведение и наши убеждения в отношении себя и других.

Отношение к изнасилованию, как представляется, связано с традиционными стереотипами гендерной роли, в частности теми, которые связаны с сексуальным поведением.

Мужчины, как правило, социализируются как инициаторы сексуальных взаимодействий. Их роль более доминантна, они инициируют сексуальные контакты, тогда как женщинам отводится пассивная роль.

Поэтому, к примеру, к изнасилованию на свидании следует относиться в меньшей степени как к изнасилованию и в большей степени как к части нормальных сексуальных взаимодействий.

Гендерная социализация приводит к социализации сексуальной роли и дает определенное объяснение тому, почему мужчины сексуально агрессивны и почему акт изнасилования нормализуется в обществе. Изнасилование рассматривается как расширение традиционных гендерных ролей.

Общество считает мужчин могущественными, доминирующими и агрессивными, а женщин слабыми, уязвимыми и хрупкими. Сексуально агрессивное поведение поддерживается культурными взглядами, которые поощряют ложные убеждения об изнасиловании и враждебную среду по отношению к жертвам изнасилования. Таким образом, традиционные гендерные роли являются важным предиктором признания мифа об изнасиловании и, в свою очередь, несут ответственность за лиц, проявляющих негативное отношение к жертвам изнасилования.

Таким образом, становится понятно, что основная задача современной виктимологии и виктимологических исследований — это эффективная помощь жертвам преступлений, а наука на самом деле направлена на то, чтобы смягчать предрассудки в отношении жертв и довольно распространенного восприятия того, что жертвы каким-либо образом несут ответственность за действия правонарушителей.