Почему в европейских музеях классического искусства так мало работ женщин, неужели среди них действительно не было талантов?… Некоммерческая организация находит и восстанавливает картины, написанные забытыми художницами.

В 2005 году на антикварной книжной ярмарке во Флоренции писательница и благотворительница Джейн Форчун (Jane Fortune) наткнулась на книгу о Плаутилле Нелли, первой известной флорентийской женщине-художнице эпохи Возрождения. Заинтересовавшись, Джейн пошла в музей, где можно было увидеть картину Нелли, и нашла ее в плачевном состоянии: полотно было покрыто налетом, рама изъедена жуками-древоточцами. Она тут же приняла решение организовать реставрацию картины.

Так началась деятельность некоммерческого фонда Advancing Women Artists, занимающегося спасением произведений искусства, созданных женщинами в 16-20 веках. За пятнадцать лет сотрудницы фонда обнаружили в музеях 2000 забытых работ и восстановили более 60 из них. Среди наиболее значимых картин — «Давид и Вирсавия» Артемизии Джентилески и «Тайная вечеря» Плаутиллы Нелли. После реставрации, длившейся четыре года, это полотно было выставлено в музее при базилике Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Нелли была дочерью зажиточного флорентийского торговца тканями. В 14 лет девушка стала монахиней доминиканского монастыря — вероятно, как тогда было принято, семья таким образом сэкономила на приданом. В монастыре поощрялись занятия религиозной живописью, и он стал местом концентрации монахинь-художниц. Плаутилла научилась рисовать, расписала алтарь, выполняла работы на заказ. Но официального признания не получила — к художнице-самоучке продолжали относиться как к любительнице.

Из большого числа работ Нелли до наших дней дошли всего десять, не считая карандашных набросков. Отреставрированная фондом AWA семиметровая «Тайная вечеря» — первая и самая большая работа на популярный библейский сюжет, когда-либо сделанная женщиной, и единственная, на которой стоит подпись Плаутиллы Нелли. К своему имени она добавила трогательную приписку: Orate pro pictora («Молитесь за художницу»). Но во время реконструкции выяснилось, что художница писала картину не в одиночку. Искусствоведы уверены, что она устроила в монастыре художественную мастерскую, где работали исключительно женщины.

«Тайная вечеря» Нелли до и после реставрации. Фото Rabatti & Domingie Firenze/AWA

«Не слишком известную монахиню» упомянул автор книги, которая попала в руки Джейн Форчун. Нелли умерла в 1588 году, в возрасте 64 лет. Джейн было 63, когда она познакомилась с работами художницы и приступила к созданию фонда. Она захотела рассказать миру о своей ровеснице из 16 века и открыла новую страницу собственной жизни, нашла новое призвание.

Джейн ходила по музеям, лазала по запасникам и чердакам в поисках забытых картин и скульптур, в итальянской прессе ее называли «Индиана Джейн». «Где работы женщин?» — оказалось, что этот простой вопрос не задавал никто до нее. Благодаря Джейн, был создан документальный телевизионный фильм Invisible Women: Forgotten Artists of Florence («Невидимые женщины. Забытые художники Флоренции»), в 2013 году получивший премию Эмми. Джейн Форчун помогла открыть пространство для женщин в музее при Университете Индианы и поддержала создание крупнейшей в мире базы данных художниц из разных стран.

Джейн Форчун в Галерее Уффици, фото www.advancingwomenartists.org

В 2018 году Джейн не стало. Но дело ее живет: в настоящее время фонд AWA завершает восстановление двух картин художницы Виоланте Феррони (Violante Ferroni), о которой сегодня мало что известно.

В 16-17 веках во Флоренции было не более 15 художниц. Женщинам не разрешалось поступать в академии и посещать семинары, видеть обнаженные мужские тела и изучать анатомию, женщины не могли заниматься искусством как профессией, не могли оплачивать счета. Многие учились рисовать у отцов и братьев, которые потом ставили на холсте свои подписи — это еще больше затруднило выявление работ, выполненных женщинами.

Художницы продолжали изучать живопись, работать, преодолевать барьеры, добиваться успеха. Однако до нас дошли немногие имена. Вторая волна забвения настигла их в 19 столетии. «Примерно в середине 19 века эти картины перестают упоминаться в путеводителях, — говорит Элизабет Уикс (Elisabeth Wicks), реставрирующая картину Виоланте Феррони. — Женщин-художниц просто перестают упоминать. А если о тебе никто не пишет, ты исчезаешь из истории».

Элизабет Уикс за работой

«У них будет право голоса, они вернут себе свое место в истории», — так определяла задачу фонда Джейн Форчун. Можно сказать, что эта цель достигнута. Галерея Уффици во Флоренции стала устраивать больше выставок женщин-художниц, музеи начали ценить «женскую» часть своих коллекций. Плохая новость состоит в том, что проект AWA в следующем году планируется закрыть: на фоне «коронакризиса» у него нет средств, достаточных для дальнейшего развития.