Сегодня Рождественские и новогодние праздники ассоциируются с Санта Клаусом и Дедом Морозом, духами, представленными в виде бородатых весельчаков, которые приходят в каждый дом и раздают подарки. В российской мифологии Деда Мороза сопровождает внучка, Снегурочка. Пожалуй, сегодня она — это все, что осталось от языческих богинь, некогда властвовавших над древними народами.

Модранит — Ночь Матери

Считается, что прототипом Деда Мороза или Санта Клауса был великий и суровый Один или угрюмый Вотан, верховные боги в пантеоне северных народов, викингов, германцев и англосаксов.

Но куда пропали богини Рождества? Что сталось с великой богиней Матерью, которая властвовала в ночь зимнего Солнцестояния?

Достоверно известно, что древние народы, населявшие территорию Европы и Скандинавии, поклонялись Солнцу. Солнце несло тепло, свет и жизнь, умирало с приходом зимы и возрождалось каждый год, и люди не могли не праздновать этот день.

Обратим внимание на германский праздник, который назывался Модранит — или Modranit, Modraniht. Дословно Модранит — это Ночь Матери. К сожалению, свидетельств о том, как проходил этот праздник, мало, потому что христианская религия приложила все усилия, чтобы стереть память о нем с лица земли.

Многим известно, что Юлитид — языческое Рождество — это не просто один день, а скорее период, который отмечали в течение двух недель до дня Солнцестояния и после.

Хранительницы и воительницы

Германская духовность была немыслима без чествования двух составляющих, необходимых для торжества жизни — женской и мужской части. Германцы с одинаковым почтением относились к предкам женского и мужского пола.

Но если речь заходит о сохранении племени, женщинам доставался особый почет и уважение. Возможно, такие почести связаны с тем, что именно женщины оберегали дом, пока их мужья, братья и отцы торговали, охотились или воевали. Известно, что германские женщины умели обходиться с оружием, и сражались так же, как и мужчины. Об этом свидетельствуют и женские имена. Например, имя Матильда значит “храбрая воительница”.

Статуя Этельфлед, королевы Мерсии, в замке Тамворд

Потому женщин чествовали не только во время Модранит, но и во время других празднеств. Например, богине был посвящен и день осеннего равноденствия — Дисаблот. Вотивные надписи, которые сохранились в долине Рейна, свидетельствуют о существующем в тех краях культе Матерей, которых называли Матрами или Матронами. Этот культ существовал и в землях южной Германии, Галлии, Северной Италии. Половина надписей сделаны на германском, половина — на кельтском. Старая дохристианская религия определенно уделяет большое внимание празднованию материнства и женского рода.

Празднование Модранихт приходился на день, который сейчас называется сочельником.

Так что в этом году вы можете поднять бокал и провозгласить тост за собственную мать, бабушку, тетушек, пратетушек и всех женщин, которые помогли вырастить вас и ваших родителей, и родителей ваших родителей. Это, несомненно, старый обычай, который сегодня ценят люди любой религии!

Истоки этой традиции установить трудно. В дохристианские времена легенды, традиции, обычаи сохранялись благодаря тому, что люди передавали их из уст в уста. На письменные источники тогда полагались редко.

Христианские святые и ведьмы — богини Рождества

Конечно, христианская церковь абсорбировала многие языческие обычаи и традиции, превратив богов в святых, и это давно не является тайной даже для верующих. Все знают, что Христос родился не в декабре, что название христианской Пасхи восходит к языческой богине Эостре. Она же Эстер.

Одна из богинь, которая превратилась в святую, является святая Лючия. Согласно житию святых, она родилась на Сицилии, там же и погибла, но образ ее перекочевал в Скандинавию, где ее чествуют 13 декабря.

Раньше именно на этот день приходилось зимнее солнцестояние. Обычаи таковы — старшая дочь встает до зари, варит кофе и печет шафрановые булочки, наряжается в белые одежды, водружает на голову венец со свечами, и идет будить и радовать домашних ароматным угощением.

Святая Лючия желает счастливого Рождества

Но неважно, о Южной или о Северной Европе идет речь, святая Лючия олицетворяет собой свет и его победу над тьмой. И корона из свечей, венчающая голову девушки, недвусмысленно свидетельствует об этом. День святой Лючии это день, когда возрождается Солнце. У скандинавов была богиня Солнца, которая катила по небу на своей колеснице. Ее преследовали два волка, и иногда им удавалось подобраться к колеснице так близко, чтобы урвать кусочек. Тогда случались солнечные затмения.

Святую Лючию часто изображают как молодую девушку, в ореоле света, несущую в руках сноп пшеничных колосьев. Это еще один символ, который отсылает святую к далекой языческой богине.

А еще святую сопровождают маленькие мальчики. Их называют томтениссар, а слова томте и ниссар оба относятся к эльфам, маленьким волшебным существам, которыми буквально населены разные языческие религии северных народов.

Кристкинд на рождественской ярмарке в Нюрнберге

Кстати, корона, белые одежды это неизменные атрибуты немецкого персонажа Кристкинд или Кристкиндл, что в переводе обозначает ребенок Христос. Но в образе Кристкинд является именно женщина. Кристкинд вместе со святым Николаусом одаривает детишек на рождественские праздники.

От Снегурочки и матушки Метелицы до фрау Хольды и Фригг

Хотя речь идет о германских и скандинавских традициях, не стоит забывать, что между культурами северных народов есть немало сходства. Так, похожи кельтская, славянская, финно-угорская, балтийская культуры. Ведь все они восходят к первым индоевропейцам. И все люди, жившие в те времена, жили в похожем климате и условиях, потому и традиции, и верования их схожи, как похожа на Кристкинд, любимая детьми и взрослыми Снегурочка.

Скорее всего, эта снежная девочка когда-то, в языческом прошлом, была могущественной богиней зимы подобно норвежской Скади.

Норвежская богиня зимы, Скади

Как и многие европейские богини, Снегурочка жила в фольклоре своего народа, даже после того, как славяне были обращены в христианство, которое умалило великих богинь до сказочных созданий и фей-крестных.

В конце XIX века во всей Европе произошло большое возрождение фольклора. Наиболее известные фольклористы этого периода — братья Гримм, которые с великим тщанием собирали и записывали сказки немецкоязычного мира, так как и русский фольклорист Александр Афанасьев, который сохранил сказки собственного народа и сберег Снегурочку для детей и взрослых.

Внучка Деда Мороза, Снегурочка

И хотя религия была запрещена в России в советское время, празднование русской истории, и особенно истории народа (крестьян), поощрялось. Так, старый бог зимы, запомнившийся в фольклоре как волшебник, возродился в образе добряка Деда Мороза. Однако, в отличие от американского Санта-Клауса, Дед Мороз путешествует с милой женщиной-спутницей… внучкой, Снегурочкой.

Еще одной загадочной фигурой, утерянной богиней Рождества, является Фрау Холле или матушка Хольда. Это загадочная фигура, которая сохраняет множество сходств с другими европейскими богинями. Считается, что когда-то она была важным божеством, которое, вероятно, подверглось нападению Церкви, но осталась в фольклоре именно благодаря братьям Гримм. Это матушка Метелица. Сказки с этим персонажем есть и у чехов, и у австрийцев, и у голландцев, и у французов.

Фрау Хольда укутывает Землю снегом

Фрау Хольда ассоциируется с могущественным языческим богом Вотаном, который был женат на Фригг. Но в Германии именно фрау Хольда считается женой Вотана и носит ту же корону из свечей, что и святая Лючия, и Кристкинд. Кстати, она сопровождает своего неистового мужа во время Дикой Охоты. Они вдвоем проносятся по ночному небу, под завывания ветра и дикий хохот сопровождающей их свиты.

Богиня, несущаяся по небу во время Дикой Охоты

Кстати, Санта Клаус тоже путешествует по небу в своих санях. Вот, пожалуй, и все, что осталось у нас от Дикой Охоты, на которую выезжали Один или Вотан, в сопровождении жен, Фригг и Хольды. Кстати, известно, что иногда богиня отправлялась на Дикую Охоту самостоятельно, без мужа.

Двуликая Берхта и рождественская ведьма Бефана

Еще одна богиня, которую чествовали в день зимнего солнцестояния, это Берхта или Берта. Она многолика, также как и другие богини, упомянутые здесь. Иногда Берхта предстает в образе прекрасной женщины, с короной на голове и в белых одеяниях, а иногда является в виде ужасного монстра. У Берхты много имен. Так же, как и у фрау Холле, которую называют то Хольдой, то Хульдой. Берхту называют Перхтой и Бертой. Если госпожа Хольда живет в фольклоре в образе матушки Метелицы, то Берхту чаще изображают монстром, который спускается с гор, чтобы терроризировать окрестные деревни и их жителей.

Берхта или Берта, которая является то в виде прекрасной дамы в белом, то в виде монстра

Она же породила сонм чудовищ, Перхтенов, которые населяют Альпы и до смерти пугают добрых людей. Эти чудовища сопровождают Крампуса, который, согласно народным поверьям, в свою очередь путешествует со святым Николаусом, но в отличие от доброго святого, таскает за собой не мешок с подарками, а цепи, мешок и клетку, чтобы хватать и сажать туда непослушных детей.

В Италии, по другую сторону Альп, к детям на Рождество приходит тетушка Бефана, рождественская ведьма. Она приносит им подарки. Скорее всего, образ Бефаны тесно связан с безобразной Берхтой.

Рождественская ведьма Бефана

Считается, что Перхта/Холле имеет отношение к Витте-Виевену, женственным духам, родственным “белым женщинам” в европейском фольклоре. Эти женщины и подобные им были известны по всей Европе в дохристианские времена, и до сих пор являются частью голландского фольклора. Истоки Витте-Виевена могут происходить из культа почитания духов мертвых мудрых женщин.

Ужасная Грила — богиня земли

В Исландии почитают другую богиню — Грилу. Это гигантша, имя которой упоминается в Эдде. Поэтому, скорее всего, Грила была хорошо известна не только исландцам, но и другим северным народам. Но Грила подарков не дарила, она, как и Крампус, уносила в своем мешке непослушных и злых детей.

Ужасная Грила — древняя богиня Земли

Но скорее всего Грила это одна из самых ранних и самых могущественных богинь Земли. У нее 13 сыновей, озорных и злобных шутников, они появляются там, где проживают люди, в течение последних 13 ночей перед Рождеством и оставляют небольшие подарки в детских башмаках, которые детишки предусмотрительно кладут на подоконник. Но если ребенок был непослушным, ему достанется разве что картофелина.

Должно быть, чем могущественнее была богиня, тем сильнее старалась исковеркать ее образ христианская религия. Однако, уничтожить женских духов Рождества не удалось. Когда-то известные как Дисир (от слова “дис”, что значит леди) или родовые матери, эти духи были защитницами земли, хранительницами дома и семьи, от их благосклонности зависело процветание рода, клана, племени и плодородие земли. Эти духи помогали женщинам разродиться и защищали мужчин в бою.

Дисир — почившие души, оберегавшие женщин и мужчин рода

Грядет Модранит, который призван чтить богиню и мать предков. И каждая персонажка, могущественная богиня, рождественская ведьма, интересна и завораживает по-своему, таит в себе силу, которая не оставляет сомнений — женщины всегда играли значимую роль в жизни любого общества и совмещали роль хранительницы и воительницы, сохраняя баланс двух начал.

Перевод и адаптация Мари Сан