Это вторая часть статьи, в которой рассказывается, как мы можем подготовить себя и наших детей к преодолению трудностей полового созревания и началу месячного цикла. Первая часть посвящена нашей подготовке, а в этой статье мы рассмотрим, как подготовить самих детей к началу менструации.

Трудности подросткам доставляет не сам процесс полового созревания и его естественный признак — менструация, а замалчивание и тайна, окружающие этот процесс. Утаивание столь важных моментов часто ведёт к стыду и ненависти, неприятию того, какие мы есть по своей природе.

Первая менструация, или менархе (греч. menarche), у большинства девочек-подростков наступает в возрасте 12-14 лет, этой фазе обычно предшествует телархе (thelarche) — первые изменения в груди и рост молочных желёз. Между первой и второй точками полового созревания проходят примерно 2-2,5 года.

Шаг первый: говорите!

Когда дело доходит до разговора с детьми о половом созревании, менструациях, сексе и обо всем том, чего мы стараемся избегать, есть золотое правило — говорите об этом как можно раньше и говорите часто

Как можно раньше рассказывая детям обо всех частях их тела, в том числе гениталиях (используя правильные термины, а не эвфемизмы), вы повышаете их способность спокойно принять происходящие с ними изменения. А открытый разговор о менструациях в вашем доме делают месячные нормальной частью жизни, а не чем-то, что необходимо скрывать. Поводом для разговора, может стать момент, когда дочка в первый раз увидит ваши прокладки или тампоны и спросит, для чего они.

Начинайте говорить о месячных как можно раньше

Некоторые дети будут спрашивать о половом созревании, а некоторые никогда не спросят, так что не ждите, и начинайте разговор сами! 

Можно начать разговор с книг, есть много подходящих даже для самых маленьких. Если ваша дочь уже находится в стадии полового созревания, ей, может быть, будет легче освоить книги, чем вести внезапный и, возможно, смущающий ее разговор с родителем. 

Можно сделать:

  • Поговорите с дочкой о том, что тело – это удивительная вещь, оно вызывает восхищение тем, на что оно способно. Воспитывайте в ребенке отношение к телу как к чему-то, что вызывает удивление, восхищение и гордость.
  • Расскажите о половом созревании, о том, что будет происходить с разными частями ее тела, и что эти части тела делают.
  • Поговорите о том, что меняться телесно и в самом деле странно и страшно. И что вы тоже чувствовали себя смущенной, сбитой с толку и неловкой, когда проходили через этот период.
  • Попробуйте рассказать о собственном опыте. Если ваши воспоминания о начале месячных негативны, поговорите о том, как это было в целом в то время. Как люди говорили о менструациях, что вы использовали (рассказы о массивных прокладках, или вате и марле, которые мы использовали, всегда вызывают хихиканье).
  • Делитесь своими переживаниями, когда у вас самой идут месячные. И говорите о том, как вы ухаживаете в данный период за собой. Иногда можно сказать что-то такое: “Сегодня я чувствую себя усталой, так со мной часто бывает в первый день месячных. Обычно мне помогает горячая ванна” (травяной чай, шоколад).
Рассказывайте, как вы заботитесь о себе во время менструации

Шаг второй: Приготовьтесь

По мере приближения к началу менструации проведите с ребенком некоторое время вместе рассматривая продукты для менструации. Поощряйте дочь примерить что-нибудь (только внешнее!) Расскажите о том, как сделаны прокладки (менструальные чаши, тампоны) и как они работают.

Если вы соберетесь вместе пойти по магазинам, чтобы купить бюстгальтер или тампоны, то, возможно, этот поход будет привлекательнее, если включить в него посиделки в кафе с какао и вкусным тортиком.

Поощряйте дочку носить с собой прокладки, куда бы она ни пошла, как для себя, так и для помощи нуждающейся подруге.

Прокладки и тампоны пусть будут рядом

Можно сделать:

  • Когда вместе смотрите на товары для менструации, возьмите, например, тампоны и окуните их в воду – это и забавно, и хороший способ рассказать о разных продуктах, о том, как они работают, сколько крови выходит и на что на самом деле похожа менструация.
  • Обсудите, какие из продуктов для менструации дети хотели бы использовать, поищите информацию обо всех типах продуктов, включая многоразовые (чаши).
  • Поговорите с дочкой о ее правилах при менструации: где она хранит прокладки, есть ли место, где поменять их в школе, кто из подруг ей сможет помочь, если что.

Шаг третий: Спокойствие, только спокойствие

Половое созревание — пугающая перспектива для большинства детей, и если на повестке дня месячные, у них могут быть дополнительные страхи и опасения.

Менструация в основном изображаются в СМИ в негативном свете, поэтому нервничать из-за боли, протекания и плохого самочувствия — это нормально. Важен реалистичный подход к менструации: не преуменьшайте, но и не преувеличивайте сложности, с которыми сопряжён процесс. Нам важно быть правдивыми в отношении проблем, с которыми мы сталкиваемся во время менструации, в мире, который всегда пытается их скрыть. То, как вы говорите о менструациях и ухаживаете за собой, — мощный образец для вашей дочери.

Вы и ваше отношение к месячным — образец для дочери

Можно сделать:

  • Почитайте, узнайте, как в других культурах празднуется менархе, расскажите об этом ребёнку.
  • Расскажите о том, как вы заботитесь о себе во время менструации. Можно сказать: «У меня болит живот, сделаю-ка я себе горячую грелку и поваляюсь».
  • Постарайтесь избегать классической мантры «Добро пожаловать в женственность». Вместо этого успокойте девочку-подростка. Напомните ей, что вы безмерно гордитесь и любите её всем сердцем.

Перевод и адаптация Александры Че и Юлии Ершовой

По мотивам статьи Эмили Стюарт, основательницы проекта «Настоящие месячные»