Когда у актрисы и сценаристки Джины Дэвис («Тельма и Луиза», «Муха», «Битлджус», «Стюарт Литтл», «Долгий поцелуй на ночь») родилась дочь, Джина стала смотреть вместе с ней детские фильмы и телепередачи. Ее удивила катастрофическая нехватка в этих шоу женских персонажей, которые могли бы вдохновить маленькую девочку.

Однако, казалось, никто вокруг этого не замечал. Друзья удивлялись словам Джины, коллеги — режиссеры и продюсеры — разводили руками: феминизм победил, расходимся, проблемы не существует, претензии высосаны из пальца! Женщина поняла, что для таких дискуссий ей нужно вооружиться цифрами, и создала Institute on Gender in Media — организацию, которая начала собирать и анализировать разную гендерную статистику.

Кадр из фильма «Стюарт Литтл»

Одно из первых крупных исследований, проведенных институтом в 2015 году, было посвящено тому, как кинематограф искажает и формирует наши представления о мужчинах и женщинах. Для этого аналитики изучили 120 фильмов, снятых в 10 странах. Среди их персонажей, которые имели имена и произносили текст, женщины составляли 31%, мужчины — 69%. Только 10% фильмов имели гендерно сбалансированный состав (женщины составляли от 45 до 55% персонажей). Из персонажей, имеющих работу, 81% составляли мужчины. Лишь 14% топ-менеджеров в фильмах были женщинами, хотя в жизни уже тогда их было больше, порядка 24%. В массовых сценах участвовало в среднем 17% женщин! В фильмах для семейного просмотра соотношение мужских и женских персонажей составляло 3:1 и оставалось неизменным с 1946 года.

Кино явно создает женщинам и мужчинам определенный имидж, и эта картинка оказывает глубокое влияние на то, как мы видим мир и свою роль в нем. Стереотипы формируются и работают с раннего возраста. Потому, считает Джина Дэвис, важно бороться с предрассудками. «Гендерное неравенство в сфере развлечений можно исправить в мгновение ока, — говорит она в одном из интервью. — Это не должно выполняться длительно и поэтапно. Следующий фильм или телешоу, который вы снимаете, может быть сбалансированным по гендерному признаку, с участием разных женщин в главных и второстепенных ролях. Мы легко можем создавать миры, в которых женщины составляют половину персонажей и делают половину интересных вещей… В реальном мире мы не видим достаточно женщин-образцов для подражания на высших должностях. Но на экране их гораздо меньше — и мы можем это исправить. Давайте не будем создавать еще один фильм или сериал, который научит детей видеть в девочках «меньше чем».

Кадр из фильма «Тельма и Луиза»

С девочками и женщинами понятно, а какими кино и телевидение изображают мужчин и мальчиков? Чтобы выяснить это, уже в 2019-2020 годах Institute on Gender in Media проанализировал сообщения о мужественности в популярных телевизионных программах для мальчиков в возрасте 7-13 лет. Отчет был подготовлен в сотрудничестве с организацией Promundo, одним из лидеров в продвижении гендерного равенства. Что же показало исследование?

Хотя его авторы отмечают недопредставленность в американских подростковых передачах представителей ЛГБТК+ и персонажей с ограниченными возможностями, в самых популярных телешоу для мальчиков царит сравнительное равенство рас и полов. Среди их главных героев мужчины составляют 50,4%, женщины — 49,6%. Женские персонажи недостаточно представлены во второстепенных ролях. Зато в целом они появляются и говорят чаще, чем мужские (57,2% экранного времени и 68,0% времени диалогов).

Некоторые шоу бросают вызов гендерным стереотипам, говорящим о том, как должны вести себя «настоящие мужчины». И все же многие подростковые сериалы и программы подтверждают идею о том, что мужики не танцуют они самодостаточны, жестки, физически привлекательны без усилий, ведут себя рискованно, занимаются трудом — но не репродуктивным.

Кадр из фильма «Долгий поцелуй на ночь»

Мужские персонажи реже, чем женские, проявляют эмоции, включая сочувствие, реже демонстрируют счастье и даже гнев, чаще проявляют насилие и чаще становятся его жертвами. Персонажи мужского пола с меньшей вероятностью будут участвовать в практических родительских обязанностях и почти вдвое реже, чем женщины, показываются как компетентные родители.

Еще одно из последних исследований, проведенных Gender in Media, касается проблемы эйджизма. У Джины Дэвис по поводу его результатов однозначное мнение: «Это позор. В 30 самых кассовых фильмах 2019 года, снятых в США, Великобритании, Франции и Германии, ни одна женщина старше 50-ти не сыграла ни одну ведущую роль. Позор, что есть значительные слои нашего общества, которые значительно недопредставлены в кинематографе, и определенно возраст является одной из причин, особенно для женщин».

Фото на заставке ABC/Photofest