Современным родителям приходится непросто. Наверное, самый страшный кошмар взрослых — наградить своего ребенка тем же печальным опытом, который выпал на их собственную долю. Поэтому они не хотят наказывать детей, боясь травмировать их на всю оставшуюся жизнь, но в то же время пытаются добиться послушания, хороших оценок и помощи по дому.

Накопленный опыт в области детской психологии и педагогики помогает сформулировать основные тезисы наказаний детей. Об особенностях их применения — в нашей статье.

Ищем причину

Прежде чем браться за улучшение трудного поведения, нужно удостовериться, что дело именно в нем. Иногда за выходками и скандалами скрывается сигнал о том, что ребенку нужна помощь. 

Например, без всяких причин он стал воровать вещи в садике или деньги из вашего пальто. Кажется, что без валерьянки и жестких мер не обойтись — вор в интеллигентной семье, как так?! Но иногда такое поведение может стать для ребенка единственным способом сообщить, что ему нужна помощь.

Разбираться в причине трудного поведения нужно через анализ факторов, которые могут быть значимыми для ребенка при выборе именно такой линии поведения. Возможно, чтобы их выяснить, вам потребуется помощь специалиста — детского или семейного психолога. 

Одна из вероятных причин — ухудшение супружеских отношений. Дети стараются перевести внимание и взять весь удар на себя, чтобы родители объединились в борьбе с плохим поведением. 

Другое возможное основание — сложности в общении со сверстниками, неудачи в обучении, конфликты с учителями. Нужно внимательно отнестись к каждому фактору жизни ребенка и убедиться, что плохие поступки — не сигнал о бедствии. 

Если всему виной именно поведение, и вам действительно сложно справиться с проблемой без запретов и лишений — идем дальше. 

Когда наказания не работают

Проясним: не любое поведение можно исправить с помощью наказаний. Рассмотрим, за что ругать бесполезно, а зачастую и вредно.

1. За поведение, связанное с устойчивыми качествами ребенка

Мы имеем в виду темперамент, особенности работы нервной системы или степень ее зрелости. Ребенок не может по вашему указанию и даже по собственному желанию стать общительным и веселым, если он тихий и спокойный меланхолик. Или быть более смелым, если тревожный и осмотрительный. 

Особенности работы нервной системы влияют на поведение детей. Они могут превратить надевание колготок в мучительно долгий ритуал, сборы в школу — в череду фальш-стартов, когда нужно вернуться то за сменкой, то за дневником. Чем больше вы будете бороться с этими качествами, тем больше риск невротизировать ребенка. А также испортить отношения и усилить поведение, которое вам и так не нравится. Стресс снижает способность контролировать и без того сложные для ребенка действия.

Все, что можно сделать в таком случае — подстроиться и подкорректировать собственное поведение с учетом этих особенностей. Если ребенок медлительный, скорее всего, он всегда будет медленно собираться. Возможно, есть смысл увеличить время на сборы в сад или в школу. Гиперактивному ребенку не всегда легко уследить за всеми делами, которые нужно выполнить. С вашей помощью он может структурировать время и доводить хотя бы половину дел до конца.

Помните: как у природы нет плохой погоды, так и в особенностях ребенка нет ничего безусловно плохого. Все зависит от ситуаций, в которых эти особенности проявляются. 

2. За поведение, соответствующее возрасту, развитию, состоянию здоровья

Глупо требовать от двухлетнего ребенка спокойствия в переполненном душном автобусе. Или заставлять придерживаться режима дня во время болезни.

Трехлетке надо научиться настаивать на своем, ворчать и говорить «нет», а подростку — внутренне отделиться от родителей с помощью споров по любому поводу. Если будете вмешиваться в естественный процесс, в лучшем случае ваши усилия будут затрачены понапрасну. В худшем — добьетесь желаемого поведения ребенка ценой нарушения его развития. 

3. За любознательность

Ребенок залез в лужу, потому что решил изучить ее глубину. Он задает несвоевременные вопросы или ищет в сети что-то довольно странное — хочется это резко прекратить. Но наказывая ребенка за проявление любознательности, вы создадите в его голове цепочку «когда мне что-то интересно, это плохо заканчивается» и отобьете у него естественный интерес к познанию.

Подумайте, как удовлетворить интерес ребенка приемлемым способом. Эксперимент с лужей можно проделать в резиновых сапогах, а информацию из интернета — обсудить за энциклопедией с картинками. 

Если ребенок вошел в период, когда он постигает силу притяжения и бросает ваш телефон в унитаз, объясняйте, почему это неприемлемо, и уберите аппарат подальше от детских рук. Разжевывать пятилетке, что телефон стоит больших денег, бессмысленно. Этот период пройдет. 

4. За эмоции

Нам свойственно путать эмоции и поведение. Если агрессивное поведение воспринимается нами как нежелательное, то и гнев автоматически становится отрицательной эмоцией, которую необходимо нейтрализовать. Но эмоции сами по себе не плохи и не хороши.

В детском возрасте важно научиться опознавать эмоции и понимать, как они влияют на состояние. Когда мы даем ребенку «красную карточку» за то, что он испугался («не страшно же, чего ты!»), расстроен («не реви!»), зол («не стыдно на маму злиться?»), мы запрещаем ему испытывать эти эмоции, а значит — понимать их и учиться ими управлять. 

Задача взрослого — помочь ребенку понимать его эмоции и их причины. «Тебе грустно, потому что ты потерял машинку, все будет хорошо», «ты испугался, потому что собака громко залаяла, это нормально». Возможно, потом ему нужно будет высказаться, и он будет по десять раз повторять одну и ту же историю про выбежавшую собаку. Проявите терпение. Ему нужно осмыслить этот опыт, чтобы понять, как лучше поступить в следующий раз при возникновении схожей ситуации. 

Принципы использования наказаний 

Общие принципы использования наказаний как метода воздействия на поведения ребенка можно свести к следующим. 

1. Ребенок — тоже человек. Всем нам важна наша уникальность

Мы настаиваем на своей ценности, на важности наших недостатков, и было бы странным, если бы мы могли быстро изменять личность по требованию или просьбе окружающих. Нужно понимать: детям тоже важна ценность. Трудное для нас поведение — часть их развивающейся личности. Кроме того, у детей есть свои права, свои границы, которые необходимо соблюдать и вторгаться в пределы которых без разрешения нельзя даже родителю. 

2. Физические наказания и эмоциональное насилие пагубно влияют на психику и здоровье

Несмотря на большое количество мнений о наказаниях в целом, психологи и педагоги солидарны: физические наказания негативно сказываются на физическом и психическом состоянии ребенка и его развитии. Опыт перенесения таких наказаний травмирует ребенка, не дает сформироваться качественной привязанности. Это оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. 

Не менее опасно эмоциональное насилие со стороны родителя — пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка, игнорирование, оскорбление, запугивание, угрозы, шантаж. Все это действительно наносит глубокие травмы, ставит под угрозу психическое здоровье ребенка и часто становится причиной развития психосоматических заболеваний. 

Злость, гнев, раздражение — ежедневные спутники нашей жизни. Умение правильно выразить эти эмоции положительно скажется на отношениях и самочувствии. 

3. Цель наказания — изменение трудного поведения ребенка

Важно не допустить, чтобы наказание ребенка стало способом разгрузить свои нежелательные эмоции. Да, участие в конфликте помогает получить быструю и эффективную разрядку — перебранки в транспорте вовсе не случайны. Соблазн выйти на конфликт с ребенком очень велик.

Здесь важно продумать, какие альтернативные способы совладания с негативными эмоциями вы можете себе предложить: прогулка вокруг дома? дыхательные упражнения? спорт? Кстати, это важно не только в отношениях с ребенком. Злость, гнев, раздражение — ежедневные спутники нашей жизни. Умение правильно выразить эти эмоции положительно скажется на отношениях и самочувствии. 

Наказания не должны быть средством повышения самооценки родителя, его собственной значимости, а также способом укрепления его власти — как в глазах ребенка, так и в глазах других людей.

4. Наказание должно применяться только ограниченное количество времени, быть разумным и предсказуемым

Если поведение ребенка изменилось, он исправил двойку или прибрал разбросанные тонким слоем по полу игрушки, то и наказание должно прекратиться. Правило конечности важно соблюдать для укрепления доверия ребенка к вам.

Во взрослой жизни эти принципы тоже работают. Если с вас дважды спишут штраф за одно превышение скорости, вряд ли вы скажете «что ж, это заслужено!» Скорее всего, вы решите вернуть второй штраф, и это будет обоснованно. 

Есть принцип разумности наказания: негативные последствия, которые должен претерпеть нарушитель, должны быть соразмерны нарушению. Не помытая вовремя посуда и третий вызов завучу за последний месяц имеют разные последствия и разную степень тяжести. Необходимо учитывать это при планировании наказания. 

Важен также принцип неотвратимости наказания: если было решено, что ребенок все же должен понести наказание, это должно быть осуществлено. Решили, что гулять не идете — значит не идете. Даже если погодка шепчет и вы сами не прочь прогуляться. Последовательность и предсказуемость очень значимы как при применении наказаний, так и в общении в целом. 

Ребенок должен понимать причинно-следственную связь между поведением и наступившим наказанием. Для этого используйте понятные ему слова. Абстрактные фразы вроде «как ты пойдешь в армию?», «всю жизнь будешь дворником работать?», «закон суров, но справедлив» непонятны ребенку. Он не умеет так далеко смотреть вперед и не знает, что такое справедливость. 

В конце объяснения переспросите ребенка, понял ли он, почему сегодня придется обойтись без мультиков или прогулки, и что нужно сделать в следующий раз, чтобы этого не случилось.

Помня о том, что у наказания есть начало и конец, придумайте какой-то ритуал, когда наказание прекращается: объятие, скрещивание пальчиков или какие-то особенные слова. Тем самым вы сообщите ребенку, что все как прежде, вы его любите и ваши отношения продолжаются и развиваются.

5. Наказывать ребенка нужно наедине 

Наказание затрагивает самооценку ребенка и его представление о себе. Поэтому публичное наказание переносится вдвойне тяжело. 

Помните: наказывать нужно эмоционально. Важно показать ребенку, какие эмоции испытываете вы, когда он не выполнил обещание или нарушил правило, которое заведено в вашем доме. Используйте «я-высказывания» и говорите именно о поведении. Избегайте оценочных суждений и пассивной агрессии. «Я-высказывания» прелестны тем, что их невозможно оспорить. При этом они не оценивают ребенка и показывают, что связь между вами в безопасности, даже если вам не нравится его поведение. 

Способы наказания

1. Метод естественных последствий

Вы даете ребенку обжечься и получить последствия своего поведения. Хочет насыпать соль в чай вместо сахара — пусть попробует на вкус соленый чай. Нужно понимать пределы разумного применения этого метода: последствия должны быть посильны и безопасны для ребенка (не нужно выпускать его руку на переходе через дорогу). 

2. Замечание

Укажите ребенку на его нежелательное поведение. Это не должно прозвучать как упрек или оскорбление («вечно из-за тебя тут беспорядок!»), скорее как повод решить проблему. Например: «Я огорчаюсь и сержусь, когда в комнате беспорядок из-за твоих игрушек. Давай вместе подумаем, что с этим сделать».

3. Игнорирование

Родитель «не видит ребенка» до тех пор, пока тот не изменит свое поведение. Как только он это сделает, родитель вступает в контакт. Важно не путать игнорирование и отвержение (когда родитель не возвращается в контакт с ребенком после изменения поведения). Отвержение может нанести непоправимый вред психике ребенка — потребность в близких эмоциональных отношениях с родителем ему так же необходима, как и потребность в еде или безопасности. 

Как же тогда игнорировать? Во-первых, нужно повторить просьбу. Затем сказать ребенку, что, когда он соберет игрушки или доделает уроки, пусть приходит на кухню пить чай. После этого выйти из комнаты. Так вы прекращаете зрительный контакт с ребенком, пока его поведение не изменится. Ваше внимание может проявляться не только в зрительном контакте, поэтому нужно следить за своей мимикой и жестами. Далее надо восстановить контакт. Обнимите ребенка, улыбнитесь ему и покажите, что вы очень рады, что теперь все хорошо и нет поводов для расставания. 

Игнорирование не подходит для случаев, когда ребенку не требуется внимание родителей. К примеру, он с увлечением рвет книжку или дерется с кем-нибудь в песочнице. Тут нужно применять другие методы, если вам не нравится такое поведение. 

4. Лишение

За нарушение правил ребенок лишается чего-то важного и желаемого для себя на время, пока поведение не будет исправлено. Дочка снова потеряла смартфон? Купите кнопочный, пока не научится быть более внимательной к дорогим вещам. 

Ребенок должен понимать, за что именно и чего он лишится в случае несоблюдения правил. Нельзя просто отобрать у него просмотр мультиков, если он «плохо себя вел». Вы должны изначально договориться об этом.

5. Ограничение

В ответ на трудное поведение ребенка вводится ограничение. К примеру, за каждое нарушение правила время просмотра мультиков или игры на приставке сокращается на десять минут. 

Who is who?

«Трудное поведение часто приводит в состояние борьбы с ребенком, его ленью, безответственностью, враньем, и наш ребенок оказывается по ту сторону баррикад. Но если подумать, то и самому ребенку его поведение вряд ли не нравится, он, быть может, и сам был бы рад вести себя другим образом, но пока не знает как, не умеет. При таком взгляде ребенок оказывается вовсе не врагом, а союзником в борьбе за теплые и доверительные отношения, за то, чтобы вам было хорошо вместе. А трудное поведение мешает этому, поэтому его и стоит изменить».

Литература по теме: Л. В. Петрановская, «Если с ребенком трудно»