Мы помним Риту Хейворт по старым кинофильмам, где она предстает роковой женщиной, которая безжалостно крутит мужчинами и, конечно же, губит их. Однако этот образ был далек от реальности. Подвергавшаяся насилию, пойманная в ловушку своего амплуа, актриса словно бы и не жила, а обреченно следовала сценарию, в котором главную роль исполняли мужчины.

В знаменитой повести Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» образ Риты Хейворт запечатлен на постере, который долгие годы скрывает проделанную героем в стене дыру для побега. Этот образ символизирует надежду и свободу, тогда как Рита Хейворт была лишена и того, и другого. 

Маргарита Кармен Долорес Кансино родилась в 1918 году в Нью-Йорке, в семье испанского танцовщика фламенко Эдуардо Кансино. Настоящего детства у нее не было — с малых лет она была вынуждена постоянно репетировать, потому что отец готовил ее в профессиональные танцовщицы. В 12 лет ей пришлось бросить школу, чтобы танцевать с Эдуардо в низкопробных казино и ночных клубах. Вызывающая одежда и красная губная помада — отец выдавал девочку за свою жену и избивал за каждую ошибку на сцене. 

Четырнадцатилетняя Рита с отцом

Спустя десятилетия открылась страшная правда: биограф Риты Хейворт взяла интервью у ее третьего мужа — знаменитого режиссера Орсона Уэллса, и тот подтвердил факт инцеста. «Эдуардо насиловал ее днем, и танцевал с ней вечером». 

В 1935 году шестнадцатилетнюю Риту заметил на сцене одного из клубов продюсер кинокомпании 20th Century Fox. Он подписал с ней контракт, и Рита снялась в дебютной картине «В пампасах под Луной». После этого, все еще как Рита Кансино, она сыграла в двух других кинолентах и продолжала исполнять небольшие роли в фильмах категории «Б».

В целом, я хороший, мягкий человек, но меня притягивают дурные личности

В 18 лет она познакомилась с авантюристом Эдвардом Джадсоном, который прикинулся богатым нефтепромышленником, будучи продавцом автомобилей, и уговорил нанять его в качестве менеджера. В 1937 они поженились. «В целом, я хороший, мягкий человек, но меня притягивают дурные личности», — призналась Хейворт в интервью 1974 года. 

Трижды разведенный сорокалетний Джадсон рассматривал актрису как «вложение». Он заставил ее перекрасить волосы, переделать брови и линию роста волос при помощи болезненной электроэпиляции. Сменить фамилию была также его идея. Если Рита сопротивлялась его требованиям, он избивал ее. В Голливуде многие принимали его за сутенера и недаром — он предлагал главе Columbia Pictures переспать со своей молодой женой ради контракта. 

Рита Кансино до превращения в типичную американку

Переход в Columbia Pictures принес более серьезные роли. Она сыграла в нескольких значимых фильмах, включая «Только у ангелов есть крылья» с Кэри Грантом 1939 года, и попала на обложку журнала Time. Но только в 1941-м Рита почувствовала себя достаточно независимой, чтобы развестись. Джадсон угрожал облить ее лицо гидроксидом и подписал бумаги лишь после того, как она передала ему 12 тысяч долларов и особняк.

Рита Хейворт и ее первый муж Эд Джадсон

Хейворт неожиданно стала самой известной незамужней американкой. В журналах ее называли «великой американской богиней любви», а фотография в ажурном пеньюаре стала знаменитой на весь мир. Именно этот образ звезды изображен на постере в «Побеге из Шоушенка». Гламур иконы пин-апа скрывал правду о женщине, полной неуверенности в себе. «В реальности я застенчива и страдаю от комплекса неполноценности», признавалась актриса журналу Life.

В реальности я застенчива и страдаю от комплекса неполноценности

После короткого и бурного романа с миллиардером Говардом Хьюзом Хейворт приняла ухаживания Орсона Уэллса и они поженились в 1943-м. Их дочь, Ребекка, родилась годом позже. 

Именно этот образ звезды изображен на постере в «Побеге из Шоушенка»

После роли Гильды в одноименной картине весь мир влюбился в Хейворт. Через месяц после выхода фильма ее портрет приклеили к атомной бомбе во время испытаний у атолла Бикини. «Рита была и так постоянно на взводе, но когда она узнала об этом, то чуть с ума не сошла от ярости», — вспоминал Уэллс. «Она хотела устроить пресс-конференцию, но ей не позволило руководство Columbia, так как это было бы непатриотично».

Ее замужество было тоже взрывоопасным. Хейворт фрустрировало контролирующее поведение Уэллса, чего стоят списки книг для повышения интеллекта, которые он для нее составлял. Также оба заводили связи на стороне. Несмотря на совместную работу над «Леди из Шанхая» Хейворт и Уэллс развелись в 1947-м. 

Рита Хейворт и Орсон Уэллс

К этому моменту Хейворт была одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. Однако она была настолько недовольна «системой звёзд», закрепляющей ее в однотипных ролях, что решила порвать с Columbia Pictures. Вдобавок ее роман с женатым плейбоем — сыном султана принцем Али Ханом — вызвал недовольство студии, которая в итоге засудила ее за нарушение контракта. 

Хейворт вышла за Хана в 1949, их дочь, принцесса Ясмин родилась через семь месяцев. Это был сложный период для Хейворт, жизнь за границей не удавалась. Она оставила актерство на четыре года, тем временем поползли слухи о неверности мужа. После судебных тяжб она вместе с дочерью покинула Хана.

У меня в жизни было много несчастья, но у кого его не было?

Хотя Хейворт была не чужда саморефлексии, учиться на ошибках ей было не дано. В 1953 г. актриса оказалась в браке с певцом Диком Хеймсом, интриганом и алкоголиком, известным в Голливуде как «Mister Evil». «После развода с Али Ханом ее поведение стало саморазрушительным», — писала ее биограф. Хеймс регулярно избивал Хейворт и прожигал ее деньги. Получив от него пощечину в ночном клубе Лос-Анжелеса, она инициировала очередной бракоразводный процесс. 

Начиная с 1950-х Хейворт злоупотребляла выпивкой. Ее личный гример вспоминал, что таким образом актриса успокаивала нервы, а также пыталась обрести избавление от душевных страданий. «Она столкнулась со многими невзгодами в жизни, особенно в связи с отцом, это сказывалось на ее настроении, ее депрессиях, и тогда она выпивала бокал или два, или три, или четыре». 

В 1957-м Хейворт закрутила роман с продюсером Джеймсом Хиллом, они поженились в 1958-м. В профессиональном плане брак был удачен, но в личном оказался очередным кошмаром. Взрывной темперамент Хилла провоцировал яростные ссоры, однажды Хейворт запустила ему в голову канделябром. Они развелись в 61-м, но остались хорошими друзьями. 

В 70-х ролей не стало и ее душевное состояние ухудшилось. Она чувствовала себя брошенной индустрией, жаловалась журналистам: «Я актриса. У меня есть глубина. У меня есть чувства. Но им плевать. Им нужен лишь образ». После нескольких бессвязных появлений на ТВ ходили разговоры о роли на Бродвее, но все прекратилось, когда стало ясно, что она не способна запомнить текст. В 1976-м репортеры засняли ее в аэропорту Хитроу, таблоиды писали, что она «перебрала и опозорилась». 

В то время было совершенно не очевидно, что актриса страдала от прогрессирующего Альцгеймера. Дочь Ясмин заботилась о матери в их квартире на Манхэттене: «Она то и дело впадала в ярость. Я думала, что это алкогольное слабоумие. Мы все так думали. Разумеется, газеты это подхватили. Мы испытали облегчение, когда узнали диагноз — болезнь Альцгеймера! До 1980 года врачи не могли определить, что с ней. Это были два десятилетия ада». Рита Хейворт умерла в возрасте 68 лет в мае 1987 года. 

«У меня в жизни было много несчастья, но у кого его не было?» — говорила Хейворт. Ее последний муж в своей книге пересказывает случай, когда юная Рита, привлеченная звуками карусели в парке развлечений, ускользнула от отца. «С тех пор, если мне не нравится, где я, или тот, кто со мной, или же я сама, а это чаще всего, — та карусель приходит на ум. И как только я слышу ту музыку — я вновь на той лошади, только я», — вспоминала она, — «и мне грустно, потому что непременно кто-то придет и мне надо будет уходить».

По материалу The Telegraph.