У российской школы — женское лицо. Накануне 1 сентября мы очень захотели узнать, чего ждут учительницы от начала нового учебного года, как обстоят дела с их трудовыми правами и хотят ли они вернуться в школу. Мы разместили в соцсетях опрос и публикуем здесь ответы педагогов.

«А ведь сегодня еще география у девятого класса в семь вечера…»

Алина, 10 лет стажа, Москва

Хорошо ли с правами на работе?

Все очень сильно зависит от директора, если директор стоит за учителей против департамента, тогда еще ничего. Но в основном прав никаких. Не, формально они есть, но только формально. Зарплата состоит из оклада в 30% и стимулирующих 70%,  если учитель чем-то не угодил — сажают на голый оклад, а это тысяч 30. Начинаются проверки, короче, люди увольняются сами. Сокращают совместителей, не дают маленькой нагрузки. Все подписали, что не против работать с нагрузкой 25 и более часов.

Хотите ли вернуться в школу, если да, то почему?

Сейчас меняю школу, в старую выходить не хочу. Первый же вопрос: «будете ли вы брать больничный, если дети заболеют?» Подразумевается, что учитель ни сам не болеет, ни с детьми не сидит. Всегда готов выйти в выходные на митинг или поработать на Олимпиаде или еще какой активности.

В школу вернуться хочу, но пока не понимаю, в какую. Хороших директоров выдавливают, на их место приходят функционеры, которым плевать на детей, лишь бы отчетность сходилась. Думаю про частную школу — тоже хтонь, но меньшая. Хочу выйти, потому что люблю свою работу, люблю учить детей. Считаю, что в школах слишком много выгоревших, замученных педагогов, и пока у меня есть силы это тащить, надо тащить, чтоб хоть одним вменяемым человеком в школе было больше.

А может, уйти во «Все тяжкие?»…

Какие основные проблемы у учителей на данный момент?

Дикая загрузка уроками, отчетами, проверками. Не успеваем учить детей. Вот сейчас все учителя кипят, в ЭЖД (Электронный журнал для учителя – ред.) поменяли интерфейс и требования к планированию, и все учителя переделывают планирование, которое уже загрузили в июне перед отпуском. В сентябре будут ВПР (всероссийская проверочная работа — ред.), которые покажут ожидаемо плохой результат после дистанционного обучения. И в этом тоже будут виноваты учителя.

Мы перестали учить, мы только готовим к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Превратились в урокодателей, потому что готовится к урокам, уделять время детям при нагрузке 27-30 аудиторных часов — немыслимо. Реформы убивают школу, сократили логопедов, психологов, воспитателей. Мы просто не можем научить, не имеем возможности. Школа просто камера хранения для детей.


Таня О., 20 лет стажа, учитель музыки, Москва

Трудовые права

Все прекрасно! Работодатель всегда прав! Дистанционка именно мне очень помогла расти в профессиональном плане, было больше свободного времени, чтобы развиваться как учителю. Это, простите, из меня сарказм прет. Полгода я добавляла методические пособия в электронную библиотеку. Это было потрясающе. Опять сарказм. От нового учебного года ничего не жду, что будет, то и будет, от нас ничего не зависит, вирус рулит.

В школу – хочу.  Но что сейчас будет, не знаю. Мой проект закрылся. Мы только стали делать совместные музыкальные проекты с итальянцами. И вот. Ни музыки, ни оперы… 

Как мне учить их играть на арфе дистанционно?

Настя, стаж 10 лет, Санкт-Петербург

Мы все ждем закрытия школы в связи со второй волной. Правда, никто об этом не говорит. Но всячески намекают. А все соцсети полны историй про 22 сентября. Не успели открыться, уже снова ужесточают правила. Это нервирует. Плюс нас в обязательном порядке планируют вакцинировать. Чувствую себя бесправной. Я даже отказаться не могу. То есть, могу, но меня уволят.

Я работаю учителем, потому что люблю детей и нравится работа. Но чем дальше, тем больше хочется уйти в частную школу, как некоторые из моих коллег. Это везение – есть возможность хоть какого-то творчества, и не нужно участвовать как массовка в выборах и прочих навязанных нам мероприятиях. Трудовые права – в школе их точно нет. Хотите работать – надо встраиваться в систему.

Надежда Петровна, а вас уже вакцинировали?

Оксана , 2 года в школе, Саров

Я учительница начальных классов.  Самый главный страх – что  вдруг снова введут  дистанционное обучение, и я не справлюсь. В начальной школе важен контакт с детьми, а у многих детей даже нет возможности учиться дистанционно. Есть семьи, в которых родители не могут позволить себе компьютер.

Самая главная проблема – зарплата.  Правда, ее обещают повысить. Но пока не видно. И бумаг бы поменьше. В школу хочу — ура! Очно!

Карина, 11 лет стажа,педагог дополнительного образования, Казань.

Как обстоят дела с трудовыми  и личными правами      

У меня и моих коллег с трудовыми правами в целом все довольно неплохо. Однако во все нюансы можно узнать и вникнуть только, когда ты уже много лет в коллективе, когда понимаешь, какие функции выполняет секретарь, с какого боку к ней подойти, а также как так сделать, чтобы тебе без раздражения и даже с удовольствием сделали справочки, договоры вовремя подписали, сделали копии.

Люди внутри системы, типа секретарь или помощник директора или завуча получают зарплаты чуть выше прожиточного минимума, потому ожидать от них адекватной реакции совершенно не приходится. Тебе надо? Найди, выпытай, узнай, сделай, позвони. Все сам. Опять же, когда много лет в коллективе, многое читаешь между строк. А каково это новичкам?

По поводу личных прав.

С конкретикой большие сложности. Везде нужно присутствие старшего брата, то есть наставника из «стареньких». Вся эта иерархия очень утомляет, она отчасти зависит от бюрократических проволочек и часто выливается «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». По закону нельзя, но если очень надо, то можно. Ну и так далее. Все это ужасно раздражает, потому из системы образования хочется свалить, если не каждый день, то каждую неделю точно. Держат все эти педагогические амбиции и радость от педагогического творчества. Но я не Сухомлинский и не Макаренко, потому мой одиннадцатый год в ДШИ (ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ-ред.) будет последним. В системе есть возможность реализовывать себя и проекты, но только через призму системы. И объяснить все ты должен на языке системы. Система никогда не будет снисходить до тебя, потому, что таких как ты много, а видимость порядка нужно поддерживать чиновникам среднего и высшего ранга. Неважно, что их видимость порядка такого же уровня как «а король — то голый», все играют в эту игру и где-то на местах пассионарии выбивают для себя ниши. Но не у всех есть такой ресурс. У меня было несколько интересных проектов, я была увлечена и вот сейчас завершаю пятилетний проект.

Вдохновение первых лет  — от того, что прет, от того, что идет сумасшедший поток энергии от учеников и от учебного процесса. Все сходит на нет, когда проекту надо соприкасаться с системой. Она отбирает все, что ты восторженно ей презентуешь, а взамен дает только зарплату.

Кстати, про зарплату. На ставку в ДШИ города Казань я получаю около 18 тысяч рублей. Сюда входят высшая квалификационная категория, стаж работы более 10 лет, и премии за качество. Как вы понимаете, при всем желании вот такой обмен — как минимум неравноценен. Так же я на полставки подрабатываю в средней школе педагогом дополнительного образования (веду кружок по польской культуре два раза в неделю), это еще плюс около 7 тысяч рублей. Вот и вся заработная плата преподавателя. На эти деньги развиваться не просто. Я коплю, откладываю с каждой зарплаты, для того чтобы ездить на конференции, печататься в сборниках, выезжать на учебы и мастер-классы. Это все нужно делать. И за свой счет. Считаю, что заработная плата педагога дополнительного образования в таком развивающемся регионе как Республика Татарстан должна быть не менее 35 тысяч рублей. И это базовая ставка, потому что труд, который мы осуществляем, он направлен на формирование эстетического видения мира у детей. Это само по себе дает огромную базу для развития человека. А это невозможно под унылым прессингом и при депрессии педагога, который получает  — 15-16 тысяч  в среднем.

Наталья, педагог дополнительного образования, Санкт-Петербург

Все мои друзья-коллеги — либо артисты, либо в музыкальных школах преподают. Да и у меня хоть и не дети, а молодежь, но буквально сейчас в личке спрашивают: что там слышно, начнутся ли репетиции и т.д. Все изнемогают уже от вынужденной удаленки…

Хотя кое-какие проекты мы с моими ребятами сделали и на удаленке. Вот Виртуальный хор. Мне кидали записанные видеофайлы, я сама все сводила. И вот мы несколько вещей таким образом записали.

Виртуальный хор исполняет поздравление

А редакция «9 марта» желает всем учительницам и учителям хорошего 1 сентября, всем родителям и детям терпения и любви друг к другу. Всех с началом учебного года!