Третий и заключительный рассказ одной из авторов блога «Девушки об искусстве» @girls_about_art Анастасии Обуховой о талантливых художницах с драматичными судьбами. Первую часть можно прочитать здесь, а вторую здесь.

Скульптор Рут Асава (1926-2013) творила в Америке, однако родилась в семье эмигрантов из Японии, что сильно отразилось на ее жизни. Эта удивительная и сильная женщина, мать шестерых детей, создавала причудливые, абстрактные скульптуры, которые принесли ей известность. Но обо всем по порядку.

Рут Асава родилась в 1926 году в штате Калифорния. Ее родители жили за счет фермерства. Из-за дискриминационных законов против японцев это было особенно нелегко: они не могли владеть землей и стать американскими гражданами. В 1929 году началась Великая депрессия, и все стало только хуже. Следующие 12 лет семья прилагала немыслимые усилия, чтобы выжить. К шести годам Рут уже имела постоянную работу на ферме.

В декабре 1941 года Япония совершила налет на Перл-Харбор. Через пару месяцев отец Рут, Умакити, был арестован ФБР и отправлен в лагерь для военнопленных в Нью-Мексико (ФБР арестовало всех лидеров мужского японского сообщества). Рут не видела отца до 1948 года. В конце апреля 1942-го Рут, ее мать и пятеро ее братьев и сестер интернировали на ипподром Санта-Анита (вместе с ними в Санта-Аниту отправили еще около 18 тысяч человек японского происхождения). Семья жила в конюшнях в течение шести месяцев. На трибунах ипподрома устроили импровизированную школу. Там Рут познакомилась с художниками из студии Диснея, которые дали неоценимый импульс для ее творческого развития.

Проволочные скульптуры Рут Асавы

В сентябре 1942 года Асавы были отправлены в лагерь в Роуэре (штат Арканзас). Лагерь вмещал восемь тысяч человек и был окружен восемью сторожевыми вышками и заборами из колючей проволоки. Но такая угнетающая атмосфера не помешала Рут: она стала художественным редактором ежегодника, а позднее, закончив среднюю школу в лагере, воспользовалась правительственной программой и отправилась учиться на преподавателя искусств в педагогическом колледже Милуоки. К сожалению, на четвертом курсе художница ушла из колледжа, так и не получив степень: из-за враждебности к японцам она не смогла пройти педагогический практикум, кураторы просто отказались отправить ее в одну из школ.

По настоянию своих друзей Рут отправилась в колледж Блэк-Маунтин в Северной Каролине, чтобы провести лето, изучая искусство, но задержалась там на три года. В этом экспериментальном колледже свободных искусств она нашла замечательных учителей, а также познакомилась со своим будущим мужем, архитектором Альбертом Ланье. Позднее они поженились, несмотря на протест своих семей, и переехали в Сан-Франциско, город, более гостеприимный для межрасовой пары.

За девять лет у Рут и Альберта родилось шестеро детей. Но ни брак, ни дети не мешали художнице творить. Она работала дома в своей студии, часто по ночам и ранним утром, пока дети спали. И эти усилия принесли свои плоды: вязаные проволочные скульптуры Рут стали появляться на многих персональных и групповых выставках. И очень скоро ее творческая деятельность вышла на международный уровень.

Кроме художественной деятельности, Асава создала и возглавила художественную мастерскую «Альварадо» для школьников — этот проект вскоре трансформировался в муниципальную программу, благодаря которой дети из финансово ограниченных государственных школ Сан-Франциско могли заниматься искусством. Художница также сыграла важную роль в создании школы искусств, которая теперь носит ее имя: Школа искусств Рут Асавы в Сан-Франциско.


Яркая и неоднозначная Трейси Эмин (родилась в 1963) — ключевая участница группы «Молодые британские художники». Работы Эмин так же провокационны и искренни, как и ее публичный образ: она дает интервью в пьяном виде и матерится в прямом эфире британского телевидения. В своем искусстве она открыта миру, и коллекционеры оценили это по достоинству: одна из ее работ, инсталляция «Моя кровать», была продана за 2,5 миллиона фунтов. В 2013 году художница была была включена в список 100 самых влиятельных женщин Британии по версии BBC.

Трейси выросла в графстве Кент. Она жила с матерью и братом-близнецом в преуспевающем приморском отеле, но несколько лет спустя ее отец-турок ушел, забрав с собой все деньги и оставив их без средств к существованию. Семья была вынуждена жить в бедности. Когда девушке было 13 лет, ее изнасиловали.

Трейси начинала как живописец. Она окончила Королевский колледж искусств и закрутила роман с музыкантом и художником Билли Чайлдишем, который отчасти влиял на ее раннее творчество. Он психологически подавлял Трейси, поэтому в конце концов они расстались. Некоторое время спустя художница обнаружила, что беременна. Она не собиралась оставлять ребенка и решила сделать аборт. Оказалось, что девушка ждет двойню, операция прошла неудачно и ее здоровье пошатнулось. Она впала в депрессию и уничтожила все свои живописные работы.

Дальнейшее творчество Трейси связано с известной арт-группой «Молодые британские художники». Девушка переключилась на концептуальное искусство, в ее творчестве исчезла грань между искусством и реальностью. Все трудности из жизни художницы становились сюжетами для ее творчества: депрессия, расставание с бойфрендом, потеря ребенка, смерть отца… Трейси Эмин также не скрывала от публики свою любовь к выпивке и сигаретам и щедро делилась подробностями своей сексуальной жизни.

Славу художнице принесла инсталляция с провокационным названием «Все, с кем я когда-либо спала, 1963-1995». Эмин установила в музее палатку, на которой были вышиты 102 имени. Но это были не только имена ее любовников. В списке можно найти имена ее бабушки и брата, а также упоминания о ее нерожденных детях. Это рассказ не о сексуальных связях, а о людях, которые были ей дороги.

В 1997 году Эмин привлекла внимание широкой британской общественности, появившись на телевизионном шоу о премии Тернера: она была воинственной и пьяной, ругалась в прямом эфире среди группы ученых. Через два года после своего скандального появления на телевидении Трейси была номинирована на эту же премию за свою спорную работу «Моя кровать». В этой работе художница показывает свое грязное белье в буквальном смысле: это настоящая кровать, в которой по словам Эмин, она провела несколько дней в депрессии после очередной ссоры с бойфрендом. Вокруг в хаосе разбросаны самые разные предметы: пачки сигарет, пустая бутылка из-под водки, нижнее белье со следами менструальной крови, противозачаточные таблетки, использованный презерватив и детская игрушка. Художница предоставляет на обозрение широкой публики все, что обычно прячут от посторонних взглядов.

В 2008 году Трейси Эмин и фотограф Мэри Маккартни устроили стилизованную фотосъемку, во время которой художница переоделась во Фриду Кало. Трейси ассоциировала себя со своей предшественницей, ведь в их творчестве было много общего. Обе художницы черпали вдохновение из личной биографии: влюбленности и предательства, выкидыши и аборты — все это превратились в искусство.


И вот наш долгий рассказ вернулся к Фриде Кало (1907-1954), одной из самых известных художниц с трагической судьбой, которую мы упоминали в начале первой статьи. Что только ей ни пришлось пережить: слабое здоровье из-за перенесенного в детстве полиомиелита, серьезная авария в возрасте 18 лет, многочисленные операции на протяжении всей жизни, невозможность иметь детей и, конечно, сложные отношения с Диего Ривера, полные измен и душевных страданий. Все это оказало заметное влияние на ее творчество.

Но знали ли вы, что Диего Ривера до знакомства с Фридой успел подпортить жизнь еще как минимум двум художницам: Ангелине Беловой (1879-1969) и Маревне (1892-1984)?

В 1911 году, живя в Европе, Диего женился на Ангелине. В 1915-м у пары родился ребенок, который умер спустя 14 месяцев. С началом Первой мировой войны семья стала сильно нуждаться в финансах: супругам не хватало даже самого необходимого. Поэтому Ангелина, жертвуя собственным творчеством, стала работать в нескольких местах, чтобы Ривера мог продолжать рисовать. В 1917 году ее муж увлекся Маревной (Мария Воробьёва-Стебельская), с которой был давно знаком. Два года спустя у Маревны родилась дочь Марика, которую Диего не признал своим ребенком. Причиной этому была ревность: Пабло Пикассо любил подтрунивать над другом, гладя округлый живот Марии и приговаривая: «Это не твое, это мое».

В 1921 году Диего Ривера возвратился в Мексику. Ангелина с ним не поехала, потому что ей не хватило денег на билет. Ривера больше в Европу не вернулся и развелся с Ангелиной дистанционно. Узнав о женитьбе Диего на Гвадалупе Марин, она на некоторое время стала затворницей. Несмотря на измены и предательство бывшего мужа, Ангелина Белова продолжала любить Диего до конца жизни. В 1932 году она даже переехала в Мексику и поселилась в Мехико, родном городе Риверы.

Если вы хотите узнать больше невероятных историй о художницах, подписывайтесь на наш блог в Инстаграме — @girls_about_art.

Write A Comment