Анастасия Обухова, одна из авторов блога «Девушки об искусстве» @girls_about_art, продолжает рассказывать об удивительных художницах, известных не только своими талантливыми произведениями, но и непростыми судьбами. Первую статью можно прочитать здесь.

Элис Нил (1900-1984) — одна из величайших американских художниц XX века, известная благодаря экспрессионистским портретам ее друзей, семьи и любовников. Однако успех Нил был в значительной степени посмертным. Интерес к ее творчеству вырос в геометрической прогрессии лишь в последнее десятилетие.

Детство Элис Нил прошло в пригороде Филадельфии, где властная мать и изнурительная скука воспитали в ней мятежный дух. После окончания средней школы Элис устроилась на канцелярскую должность, чтобы помочь родителям. На протяжении трех лет она работала и параллельно посещала вечерние художественные курсы. В 1921 году художница поступила в Филадельфийскую школу дизайна для женщин.

В возрасте 25 лет Нил вышла замуж за богатого кубинца Карлоса Энрикеса, с которым она провела два года в Гаване. У супругов было две дочери, но по возвращении в Нью-Йорк в 1927 году первый ребенок умер от дифтерии. Когда Энрикес бросил Нил и в 1930 году забрал второго ребенка обратно на Кубу, у нее случился нервный срыв. Родители отправили дочь в больницу: она страдала бредом и пыталась совершить самоубийство. В психиатрической больнице Элис провела год, и этот год был невыносим: врачи запретили ей заниматься искусством (по мнению медиков, это нарушало ее душевное равновесие).

Вернувшись из больницы в родительский дом, Нил в первую же ночь сунула голову в духовку. Утром брат нашел ее полумертвой, и девушку вернули в отделение для самоубийц, где она совершила еще несколько попыток суицида. В итоге ей разрешили заняться творчеством, что в итоге привело к постепенному исцелению и освобождению.

Элис Нил
«Автопортрет»
«Энди Уорхол»
«Мать и дочь»

Между 1931 и 1940 годами Нил вступала в ряд сомнительных романтических отношений. В 1934 году ее наркозависимый любовник Кеннет Дулиттл сжег более 350 картин и рисунков художницы, которые не были сфотографированы или задокументированы каким-либо образом. После этого случая Нил завязала роман с пуэрториканским певцом из ночного клуба Хосе Негроном. У них родился мальчик — когда ребенку было три месяца, Негрон бросил их обоих в Гарлеме. Через два года у Нил появился еще один сын.

В умении выживать Элис Нил проявляла изощренную изобретательность: воровала в магазинах, выбивала пособия по безработице и талоны на питание, стипендию для сыновей… На профессиональном же пути трудностям и препятствиям не было числа. Нил участвовала в правительственных художественных проектах 30-х годов, но все же большую часть своей энергии посвятила созданию нетрадиционных портретов простых людей.

Грубые, интимные картины Нил отражали бедность и болезни с беспрецедентной честностью. Многие работы Нил изображают обнаженных людей: их уязвимость способствовала глубине портретов. Обнаженный автопортрет, сделанный в возрасте 81 года, стал одной из самых известных ее работ. Другая очень известная работа Элис Нил — портрет Энди Уорхола. Для Нил он позирует обнаженным до пояса, представляя взору зрителя уродливые шрамы.

Нил не получала значительного признания вплоть до 1970-х годов, когда феминистки начали активно продвигать ее, несмотря на ее отказ следовать «линии партии».


Алина Шапочников (1926-1973) — выдающийся польский скульптор. Она была звездой Варшавской художественной сцены еще в 1950-х годах, но только в последние 10 лет ее работы признали на международном уровне. В своих работах Алина Шапочников опиралась на личный опыт многолетней борьбы с неизлечимой болезнью. Она создала собственный художественный язык для отображения изменений, которые происходили с ее телом.

Шапочников родилась в еврейской семье в Калише (Польша) в 1926 году. Ее отец умер от туберкулеза в 1938-м. В 1940 году она и ее семья были отправлены в гетто Пабьянице, а затем до конца войны их перемещали из одного концентрационного лагеря в другой. В этот период она помогала своей матери, педиатру, в качестве медсестры в больницах гетто.

В 1944 году вместе с группой освобожденных заключенных Шапочников добралась до Праги. Там она влилась в творческое сообщество города и стала посещать занятия в Высшей школе искусств и промышленности. Четыре года спустя она продолжила обучение в Париже, но приступ туберкулеза вынудил молодую художницу бросить учебу и вернуться на родину.

Алина Шапочников
«Ходячие рты»
«Большие животы»
«Десерт III»

В то время в Польше коммунистическая партия начала контролировать создаваемое в стране искусство. Но это не помешало Алине начать эксперименты с фигурами, которые не вполне вписывались в рамки разрешенного государством. По мере того, как власть коммунизма ослабевала, работы скульптора становились все более экспериментальными — как по форме, так и по содержанию. Прорыв произошел в 1962 году, когда она сделала первые слепки с собственного тела. В начале 1960-х годов это считалось радикальным поступком для художника, особенно для женщины.

В 1968 году у Алины Шапочников диагностировали рак молочной железы. Большая часть ее работы после постановки диагноза вращалась вокруг неизбежной смерти и травм, которые она перенесла в течение своей жизни. Даже в последний год жизни чувство юмора и упорство Шапочников не ослабевали. Она создавала «опухолевые» скульптуры, желая показать непостоянство тела как источник боли, травмы и истины.


Ана Мендьета (1948-1985) — художница, проявившая себя в перформансе, скульптуре, живописи и видео-арте, но наиболее известная своими произведениями лэнд-арта, в которых она исследовала отношения между пейзажем и женскими формами.

Ана Мендьета родилась в 1948 году в Гаване, в семье кубинских политиков. После того, как кубинское авторитарное правительство было свергнуто Фиделем Кастро, Мендьета вместе со своей сестрой и 14000 других детей была отправлена в Соединенные Штаты в рамках операции «Питер Пэн». Сестер отправили в Айову, где девочки кочевали по детским домам, приемным семьям и исправительным заведениям (причем, не всегда вместе). Расизм, изоляция и издевательства, перенесенные в подростковом возрасте, повлияли на работы, которые Ана создала в более поздние годы.

С 1967 по 1977 год Мендьета изучала искусство в Университете Айовы. Она была вдохновлена живописными ландшафтами штата. В 1971 году молодая художница впервые посетила Мексику, которая позже, как и Айова, стала сценой для ее знаменитой серии работ «Силуэты». Ана создавала отпечатки своего тела в природной среде, часто используя кровь, грязь, огонь и другие материалы. Эти работы были для нее символом возвращения к материнскому источнику, способом восстановить связь с родной Кубой, из которой ее насильно вырвали в детстве.

Ана Мендьета
1-2 — из серии работ Seluetas
«Превращение птицы»
«Кровь и перья»

В 1973 году Мендьета была глубоко потрясена жестоким изнасилованием и убийством сокурсницы, чье тело обнаружили в том же кампусе, где жила художница. Этот инцидент повлиял на направление следующих работ Мендьеты. В одной из них она покрыла себя кровью, легла лицом вниз в лесистой местности на территории кампуса и пригласила коллег, чтобы они стали свидетелями этой сцены. Ана использовала свое тело для протеста против сексуального насилия, которому женщины подвергались на протяжении веков.

В возрасте 36 лет Ана Мендьета умерла в результате падения с 34-го этажа нью-йоркской квартиры, где она жила вместе со своим мужем, скульптором-минималистом Карлом Андре. Возможно, муж вытолкнул ее из окна: в ту ночь оба художника выпили много алкоголя, и соседи слышали, как пара яростно спорила. Хотя Андре был оправдан, вокруг трагической смерти Мендьеты все еще много споров. В 1992 году при открытии нового филиала музея Гуггенхайма собралась толпа протестующих. Их возмущение было вызвано тем, что среди художников, представленных в экспозиции, была лишь одна женщина, а также тем, что на выставке были работы Карла Андре, который обвинялся в убийстве жены.

В 2018 году в газете The New York Times опубликовали запоздалый некролог, посвященный Ане Мендьете, который начинался так: «Искусство Мендьеты, иногда жестокое, часто непримиримо феминистское и обычно грубое, оставило неизгладимый след еще до того, как ее жизнь была прервана». Эта невероятная художница создала мощное искусство, которое до сих пор живет в мире вокруг нас.

Продолжение следует. Если вы хотите узнать больше невероятных историй, подписывайтесь на блог @girls_about_art в Инстаграме.

Write A Comment