У нас в гостях блог «Девушки об искусстве», который ведет группа энтузиасток. «В нашем блоге мы с подругами пишем на темы, которые близки каждой из нас. Мы ценим свободу и право на самовыражение. Одна из наших постоянных тем — путь женщин в искусстве, она многогранна: отражает и путь художника, и путь женщины в этом мире», — рассказывает Анастасия Обухова, одна из участниц команды @girls_about_art. Анастасия написала для нас несколько статей. Первая рассказывает о трех художницах с непохожими, но одинаково трудными судьбами.

Путь женщин в искусстве никогда не был легким — они почти всегда имели меньше, чем мужчины, возможностей проявить себя в творчестве. Судьбы многих художниц сложно назвать счастливыми, но некоторые на своем пути столкнулись с действительно трудными, порой нечеловеческими испытаниями. Самый известный пример художницы с трагической судьбой — Фрида Кало. Но сегодня мы хотели бы рассказать вам о менее известных удивительных женщинах из мира искусства.

Артемизия Джентилески (1593-1656). Как и большинство женщин, состоявшихся как художники до XX века, она была дочерью живописца. Орацио Джентилески сразу признал, что у дочери есть способности. И хотя она не была единственным ребенком в семье, отец взялся обучать рисованию именно ее. Чтобы обучить девочку тонкостям перспективы, Орацио нанял своего коллегу — Агостино Тасси.

Самая известная картина Артемизии Джентилески — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Это живописный акт мести человеку, который заставил ее страдать.

Когда Артемизии было 17 лет, взрослый художник изнасиловал свою ученицу. В те времена поступок Тасси квалифицировался как «лишение девственности» или «воровство» собственности отца Артемизии. Только поэтому Орацио подал в суд. Чтобы удостовериться, что Артемизия говорит правду об изнасиловании, ее подвергли пытке с помощью сибиллы (своего рода тиски для пальцев). Это было не только невыносимо больно, Артемизия также рисковала искалечить руки — главный инструмент художника. Но, чтобы ей поверили, девушке пришлось это вытерпеть.

Орацио выиграл дело. Вы хотели бы прочитать, что Тасси был заключен под стражу, а девушка продолжала творить и остаток жизни была счастливой? Нет, Тасси был всего лишь «изгнан» из Рима, причем за исполнением приговора никто особенно не следил, и позднее он работал над новым заказом вместе с Орацио. Артемизию же поспешно выдали замуж за незначительного флорентийского художника — так что это именно ей пришлось покинуть свой родной город.

Артемизия Джантилески
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна»
«Сусанна и старцы»
«Автопортрет в образе аллегории Живописи
«

Флоренция приняла Артемизию благосклонно: ее наставником стал Микеланджело Буонарроти (внучатый племянник великого гения), а Медичи оказывали ей покровительство. Всего через два года после переезда во Флоренцию, в 1616 году, Артемизия была выбрана членом Академии рисунка, став первой женщиной в этом учреждении с момента его основания. Она родила четверых детей и с 1624 года стала единственным кормильцем семьи и была постоянно занята детьми, поисками заказов и созданием картин.

Живопись Артемизии Джентилески сочетает яркие драматические эффекты, выразительные светотеневые контрасты, насыщенные тона. Особенно хорошо художнице удавались женщины. В те времена в Италии мужчины-художники не могли использовать натурщиц — они изображали жен и любовниц или творили «по памяти». А Артемизия могла рисовать собственное тело и использовала это преимущество.

В силу личных обстоятельств, главной темой ее творчества становится женская способность отстаивать собственное достоинство. Самая известная картина Артемизии Джентилески на эту тему — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Это живописный акт мести человеку, который заставил ее страдать.


Эдмония Льюис (1845-1907) — первая американская женщина-скульптор афро-индейского происхождения, что не сулило ей радужного будущего. Ее отец был свободным афроамериканцем, а мать — индианкой из племени чиппева. Девочка осиротела в возрасте пяти лет и остаток детства провела с кочевым племенем. Старший брат Льюис покинул племя и переехал в Калифорнию, где стал золотодобытчиком. Он помог своей сестре поступить в Оберлинский колледж в Огайо — первый американский колледж, начавший принимать на обучение женщин и чернокожих.

В Америке вспыхнула Гражданская война, и даже в спокойном Оберлине обстановка стала накаляться. Льюис обвинили в отравлении двух белых подруг. Однажды вечером, еще до официального обвинения, девушку похитили вигиланты (люди, производящие самосуд), увезли в безлюдное поле, раздели, избили и бросили умирать. Льюис чудом выжила, однако несколько дней была прикована к постели, а затем долго передвигалась на костылях. Вскоре после избиения ее арестовали, но, к счастью, оправдали по всем пунктам. В следующем году Эдмонии было предъявлено новое обвинение, и она не смогла окончить колледж.

Льюис покинула Оберлин в 1863 году и, снова благодаря поддержке брата, переехала в Бостон. Там она встретила скульптора-портретиста Эдварда Брэкетта, под руководством которого начала свои занятия. Она твердо решила стать скульптором. С минимумом опыта Льюис начала создавать медальонные портреты и бюсты известных аболиционистов. Таким образом девушка смогла заработать деньги на свою первую поездку в Европу в 1865 году.

Девушку похитили, увезли в безлюдное поле, раздели, избили и бросили умирать. Льюис чудом выжила, однако несколько дней была прикована к постели, а затем долго передвигалась на костылях.

Льюис решила поселиться в Риме, где она арендовала студию и стала работать в неоклассическом стиле, которому скульпторы в то время отдавали предпочтение. В вечном городе девушка влилась в небольшой круг женщин-скульпторов. И там ее талант расцвел, она была уникальна!

Обычно скульпторы создавали уменьшенную модель произведения и отправляли ее резчикам, которые с помощью специальных машин вырезали из камня увеличенную копию. Льюс же выполняла всю работу без посторонней помощи. Ее мотивация была, вероятно, двоякой: нужда в деньгах и страх потерять оригинальность в творчестве. Ведь критики обрушивали на женщин-скульпторов обвинения в том, что они не являются авторами своих работ, — несмотря на то, что мужчины-скульпторы работали точно так же. С Льюис «спрос» был еще строже: будучи цветной женщиной, она не могла допустить ни малейшего намека на вероятность обмана с ее стороны.

Мастерство Эдмонии Льюис иллюстрирует скульптура «Старый стрелоделатель и его дочь». Это не только работа, показывающая абсолютное владение техникой и материалом. Льюис переключила свое внимание с излюбленных сюжетов привилегированного белого зрителя на традиции коренных народов Америки.

Эдмония Льюис
«Смерть Клеопатры»
«Старый стрелоделатель и его дочь»
«Навеки свободные»

Газетные сообщения рассказывают о возвращении Льюис из Европы в Соединенные Штаты в 1872 году: в ее планах было посещение выставки своих работ в художественной ассоциации Сан-Франциско. В конце 1880-х жанр неоклассицизма начал понемногу терять популярность, вместе с тем стала терять признание и сама Льюис. Последние годы ее жизни плохо изучены, спорным является даже год смерти.

К сожалению, большая часть скульптур Льюис не сохранилась. Ее известную работу «Смерть Клеопатры», ставшую сенсацией на Всемирной выставке в 1876 году в Филадельфии, умудрились потерять на долгих 100 лет. Позже ее нашли в кладовке торгового центра!

Закончить рассказ об Эдмонии Льюис хочется, упомянув скульптуру «Навеки свободные». Это одна из известнейших работ в американской скульптуре, изображающая пару афроамериканцев, разрывающих цепи. Может ли быть совпадением, что эту скульптуру Льюис создала, уже переехав в Рим? Надеемся, что этот переезд смог принести ей счастье, которого она так заслуживала.


Камилла Клодель (1864-1943) была талантливым скульптором и художником-графиком. В юности она повстречала Огюста Родена, ставшего ее учителем и возлюбленным. К сожалению, в ее судьбе было мало счастливых моментов. Последние 30 лет своей жизни она провела в одиночестве и в заточении в психиатрической клинике.

Камилла была очарована скульптурой с детства — уже в 12 лет она лепила скульптуры и бюсты, используя брата и сестру в качестве моделей. Повзрослев, поступила в частную Академию Коларосси. Вместе с другими девушками Камилла арендовала мастерскую, где и познакомилась с известным скульптором Огюстом Роденом, который преподавал им уроки. Позже она работала в мастерской Родена, стала его музой и любовницей.

Клодель превратилась в отшельницу. Через несколько лет ее психическое состояние ухудшилось, и обезумевшая женщина разрушила большинство своих работ.

В этих отношениях Камилла могла довольствоваться только ролью любовницы: Роден не собирался разрушать свой 20-летний брак. Мать, узнавшая о связи Камиллы с наставником, отреклась от дочери. Потрясением для девушки стало и другое событие: она забеременела от Родена, но в результате несчастного случая потеряла ребенка и больше никогда не могла иметь детей. У Камиллы началась сильнейшая депрессия. Помимо того, ее работы все время оставались в тени творчества Родена, а коммерческие неудачи преследовали Камиллу одна за другой: почти согласованные сделки неоднократно срывались.

Камилла Клодель
«Огюст Роден»
«Бронзовый вальс»
«Бог улетел»

В 30 лет Камилла закончила отношения с Огюстом. С 1905 года депрессия переросла в паранойю: женщина была уверена, что Роден ворует ее идеи и хочет устранить конкурентку. Клодель превратилась в отшельницу. Через несколько лет ее психическое состояние снова ухудшилось, и обезумевшая женщина разрушила большинство своих работ. 10 марта 1913 года по инициативе брата ее поместили в психиатрическую больницу.

Существуют источники, согласно которым Камилла, хотя и имела психопатические вспышки, в целом была спокойной пациенткой, не нуждающейся в изоляции. Врачи пытались убедить её семью, что нужды держать Камиллу в больнице нет. Тем не менее женщина провела в заточении 30 лет, в больнице она и скончалась.

Продолжение следует.
Если вы хотите узнать больше невероятных историй, подписывайтесь на блог @girls_about_art в Инстаграме.

Write A Comment