Мы продолжаем публикацию материала о матриархате. В первой части речь шла о том, что такое матриархат и чем он отличается от патриархата, мы коснулись истории и жизни современных матриархий. Вторая часть будет о самом матриархате: его политике, экономике, главных ценностях и сексе.

Ценности матриархии

Матриархии базируются на трех китах. Забота. Воспитание. Миротворчество. Забота, поддержка, материнская опека по отношению ко всем: матерям, детям, мужчинам, женщинам — это сознательный выбор, ориентированный на удовлетворение всеобщих потребностей. Материнство, являясь биологическим процессом, трансформируется в культурную парадигму.

Матриархии базируются на трех китах: забота, воспитание, миротворчество

В контексте матриархальной культуры равенство – это гораздо больше, чем уравнивание возможностей. Матриархии уважают разницу между полами, поколениями, они почитают различия, но никогда не используют их как основу для угнетения или выстраивания иерархий. Люди разного пола и возраста одинаково ценны, потому что они органично дополняют друг друга и взаимодействуют, исходя из общих интересов. Равенство достигается путем бережного отношения к окружающим. Ключевую роль в устройстве матриархий играет баланс — он должен быть во всем: между полами, поколениями, между людьми и природой.

Материнские ценности превращаются в главные этические и духовные принципы, которые человек заимствует у природы. Мать-Природа заботится о своих творениях, несмотря на то, что все они такие разные, и хорошая мать заботится о своих детях, несмотря на то, что дети отличаются друг от друга.

В матриархальном обществе нет нужды становиться биологической матерью, чтобы заслужить почет и уважение. Матриархии практикуют так называемое социальное материнство и сестринство. Каждая сестра — не обязательно биологическая мать, но приходится социальной матерью любому ребенку, рожденному в клане. У женщины есть свобода выбора, становиться ли ей биологической матерью, и есть возможность быть матерью, не рожая на свет дитя.

Каждая сестра не обязательно биологическая мать, но приходится матерью социальной любому ребенку, рожденному в клане

Устройство матриархального общества

Основа матриархального общества – это матриклан, который подчиняется закону клановой матери.  Она выбирается в соответствии с ее способностью помогать своему народу. Люди в матриархальных обществах живут вместе под одной крышей в больших родственных группах, образованных по принципу матрилинейности. Имя клана, социальный статус его членов, политические титулы наследуются по линии матери.

Матриклан состоит из трех поколений женщин, в него входят также братья, племянники, дяди по материнской линии. Матриклан соблюдает принцип матрилокальности – супруги и любовники женщин клана остаются в доме только на ночь, но с рассветом должны покинуть дом жены. Такой брак называется «приходящим» или гостевым.

В центре клана стоит мать, а руководят им женщины. Социальная сплоченность между кланами достигается путем сложных брачных конвенций, ведь все жители племени, деревни или города связаны друг с другом по рождению или по браку. Так формируется общество, в котором каждый принадлежит к огромному клану, где каждый – «мать», «сестра» или «брат» для всех остальных.

Экономика матриархии

Такой социальный порядок благоприятно отражается на экономическом уровне: матриархальная экономика — это натуральная экономика. В таком обществе нет понятия частной собственности и территориальных претензий. Люди просто имеют право пользования землей, на которой они, к примеру, пасут стада или занимаются сельским хозяйством. Матерью-Землей нельзя владеть, делить ее по кускам, она дарит своими богатствами всех своих детей.

За отдельные земельные участки и за определенное количество животных отвечает конкретный матриклан, но все кланы трудятся на благо общины. Все нажитое и добытое отдается в руки матери клана, и она, будучи матерью всех членов одного клана, распределяет ресурсы поровну между своими детьми и прародителями, а также отвечает за обеспечение средств к существованию и заботится о защите всех членов клана. В матриархальном обществе кланы поддерживают друг друга, ориентируясь на относительное преимущество или дефицит, которые превращаются в социальные ориентиры, но не инструменты угнетения.

Матерью-Землей нельзя владеть, делить ее по кускам

Так, во время сезонных праздников урожая кланы, у которых выдался богатый год, приглашают всех жителей сообщества быть их гостями. Члены клана организуют пиры, проводят ритуалы, устраивают танцы, а затем одаривают соседей. Все это они делают безвозмездно — им ничего не достается, кроме благочестия. На следующем празднике эстафету переймут другие кланы. Так проявляют себя базовые материнские ценности, в обществах царит сбалансированная экономическая система, основанная на взаимопомощи и безвозмездных дарах.

Политическая система матриархата

Что касается политического устройства, то решения принимает матриклан, а в принятии решений участвуют и мужчины, и женщины, которые будут обсуждать вопрос, пока не достигнут консенсуса. Посредником в процессе является матриарх. У каждого человека в матриклане есть голос — и у каждого, включая самого матриарха, этот голос только один. Все принимают решения сообща, ни один член клана не остается без права голоса.

Решения, касающиеся общества, деревни или племени, также принимаются сообща, путем достижения консенсуса. Делегаты клана или деревень собираются на «сельсовете», каждый сообщает о решениях, принятых в клановых домах, а потом они просто ищут консенсус, соответствующий интересам всей деревни или народности. Таким образом, матриархии построены на принципах настоящей «низовой демократии».

Члены клана организуют пиры, проводят ритуалы, устраивают танцы, а затем одаривают соседей

Божественная женщина

Матриархальная система никогда не смогла бы функционировать как единое целое, не будь у нее мощного связующего звена – глубокого, поддерживающего и всепроникающего духовного отношения к миру. В матриархальных обществах нет иерархических религий, которые базировались бы на всемогущем Боге-мужчине. В матриархиях божественность имманентна, ведь весь мир считается божественным. Вселенная – это Великая Богиня, которая породила всех, а земля – Великая Матерь, создавшая все живое. Следовательно, все и каждый наделены божественностью, являясь детьми Великой Матери-Природы.

В такой культуре все духовно, нет разделения между священным и светским, повседневные задачи имеют глубокое ритуальное значение, сакральный смысл. Матриархальные общества – священные общества, построенные по образу творческой Матери-Природы. Эта божественная мать отражается в бытии каждой женщины и в ее способности творить. Каждое социальное, экономическое и политическое действие основывается на принципе всеобъемлющего отношения к матери во всем мире и во вселенной. Поэтому на духовном уровне матриархии являются священными обществами и культурами Божественной Женщины или Богини.

Божественная мать отражается в бытии каждой женщины и в ее способности творить

Миротворчество и матриархат

Можно задаться вопросом, не являются ли достигаемая гармония, баланс и равноправие следствием малочисленности кланов. Но вот народность Минангкабау, которая проживает в Индонезии на Суматре, насчитывает 6 миллионов человек, а это, ни много ни мало, почти население Швейцарии. А народность Мосуо, существующая на территории КНР, насчитывает 250 тысяч членов. Вместе люди Мосуо смогли дать отпор проекту, угрожающему их общине, – строительству аэропорта в их регионе. Три месяца ушло у Мосуо, чтобы достичь единодушия в этом вопросе, но когда они его достигли, смогли сохранить территорию.

В матриархиях не существует идеи господства – женщины, распоряжающиеся благами, делают это не с целью набить свой собственный карман. Они распределяют финансы и прочие ценности справедливо, так, чтобы ни один член клана не испытывал нужды. Несмотря на то, что члены клана владеют оружием и знают, как защищаться, эти сообщества в основном мирные. Состоянию мира способствует особенная структуризация обществ. Внутри матриклана, также как и внутри сообщества, не существует проституции или сексуального насилия, потому что члены клана уважают женщин, их сексуальность, и с почтением относятся к их способности рожать детей. Ни один мужчина сообщества не может и не станет касаться женщины против ее воли. Женщину защищает клановая система.

Праматерь Всего

Отношения и сексуальность

Сексуальность в матриархиях переживается как игра. Никто не осуждает других за желание заниматься любовью и за его реализацию. Если случается так, что женщина матриклана увлекается кем-то, кроме мужа, она уходит от него, не создавая ажиотажа. Женщины не полигамны, но регулярно меняют партнеров: в матриархиях моногамия считается формой репрессии в отношении женщин.

За детьми ухаживают не биологические отцы, а, чаще всего, братья женщин — дяди становятся «отцами» своих племянников и племянниц. Если биологический отец хочет сыграть более значительную роль в жизни своего биологического ребенка, клан будет способствовать реализации его желания и предоставит ему желаемую роль.

Таким образом, матриархии дают современному обществу ключ к полноте картины отношений между полами, когда учитываются мнения и женщин и мужчин — не противопоставляя материнство и отцовство, но сплетая их воедино, ставя во главу угла не различия, а принцип единства, основанный на уважении различий.

Перевод и адаптация Мари Сан