Как относятся в России к термину «матриархат»

Перед публикацией материала мы провели короткий опрос, цель которого была выяснить, как видят матриархат российские пользовательницы и пользователи Фейсбука. В опросе приняло участие 107 респондентов, в большинстве — женщины (99 процентов).

Более 80 процентов респондентов на вопрос «С чем у вас ассоциируется матриархат?» ответили, что такое устройство общества ассоциируется у них с превосходством и властью женщин над мужчинами во всех жизненных сферах.

У 20 процентов матриархат ассоциируется с уважением к женщине, как к равноправному члену общества.

47 процентов опрошенных считают, что матриархат – это плохо, около 40 процентов, напротив, думают, что матриархат – это хорошо. 40 процентов же знают о существующих современных матриархальных сообществах. 

Что же такое матриархат?

Доктор Хайде Гетнер Абендрот, антрополог, считает, что у понятия «матриархат» до сих пор нет научного определения, которое было бы жизнеспособно и точно описывало, что же представляет собой термин, который понимают как «правление женщин». Отсюда возникает множество предубеждений, которые приводят к серьезному искажению предмета и даже слепоте по отношению к нему.

Матриархат как его видит Абендрот

Хайде Гетнер Абендрот, антропологиня

Хайде Гетнер Абендрот, феминистка второй волны, основательница Международной Академии Современных Матриархальных Исследований и Матриархальной духовности (HAGIA), изучала устройство матрилинейных обществ, заявляет, что матриархат – это не патриархат наоборот. Она описывает матриархии как «неиерархичные горизонтальные общества матрилинейного родства». Согласно исследовательнице, в матриархиях средства к существованию находятся в руках женщин клана, чем и обуславливается прочное положение последних. Оно же уравновешивается положением в матриархиях мужчин. Так что ни один пол не доминирует над другим.

Абендрот раскрывает суть матриархий, как экономически сбалансированных, равноправных в отношении не только мужчин и женщин, но и представителей разных поколений, основанных на консенсусе обществ. Согласно Абендрот, матриархальные народы разработали систему очень мудрых принципов и социальных кодексов, которые позволяют людям жить в мире друг с другом и сосуществовать в гармонии с природой.

От матриархата к патриархату

Когда-то — не более, чем 12 000 лет назад, — человеческие сообщества были матриархальны. Древние цивилизации, как было задокументировано Марией Гимбутас (американский археолог и культуролог литовского происхождения, одна из крупнейших и самых спорных фигур индоевропеистики), состояли из поклоняющихся богине кланов, управляемых женщинами. В матриархальных кланах брака, как мы знаем, вероятно, не было. Женщины могли свободно принимать любовников. Биологическое отцовство не было институционализировано, поэтому дети воспитывались кланами, где мужским авторитетом и образцом для воспитания детей был брат каждой матери.

Палеотическая Венера

Матриархат предшествовал патриархату в Японии, Мексике, европейских странах, Израиле. Например, доколумбовская культура была посвящена уважению природы и равенству полов, о чем свидетельствует присутствие в обществах и уважение шаманов как женского, так и мужского пола.

С появлением сельского хозяйства люди стали оседать на земле и накапливать ресурсы, которые требовали защиты, а следовательно, физически сильных мужчин. Потому отцы,  сыновья, дяди и дедушки стали жить вместе, что изменило принцип наследия: не от матери к дочери, как это принято в матрилинейных сообществах, а от отца к сыну. Автономность женщин была разрушена. К такому выводу пришли исследователи из университета Сапиенца в Риме, Италии, после изучения митохондрильной ДНК и генетических маркеров на У хромосоме в 40 популяциях, проживающих в суб-Сахаре в Африке.

Женщины в сообществах охотников-собирателей оставались с матерью даже после брака, тогда как женщины в сообществах земледельцев оставляли свой дом и перебирались в дом мужа. Такой взгляд на вещи предполагает, что патриархии – это естественное развитие обществ, но это далеко не так.

 Объединяйся и властвуй?

Эми Пэриш из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе считает, что в устройстве любого общества ключевую роль играет солидарность. Эми изучает сообщества шимпанзе бонобо, которые патрилокальны, но доминируют в них самки. Самка бонобо весит на 15 процентов меньше самца – такая разница наблюдается у шимпанзе и у людей, – но самки бонобо удерживают доминирующие позиции, потому что успешно кооперируются и создают альянсы. И вот тут прослеживается параллель с феминистским движением, цель которого — вести себя по отношению к несвязанной родственными узами женщине, как к сестре.

Современные матриархии: племя Асанти в Гане

Цель эта труднодостижима, поскольку сложно достичь единения с теми, кто не является нам родственниками, но тот же принцип кооперации прослеживается в современных матриархальных сообществах. По их принципам живут народ Куна на небольших карибских островах, у берегов Панамы, чучитеканское сообщество в Мексике, коренное племя Шипибо в верховьях Амазонки, туареги (имаджаген) в Сахаре, берберское население Северной Африки, в Кабиллии (Алжир), которые сохранили многие доисламские обычаи, народность Асанте в Гане, общество Хаси, народ Мосуо в Китае и народность Минангкабау в Индонезии, на Суматре.

Современные матриархии: народность Куна
В семье куна отмечается всего три праздника: рождение девочки, ее взросление и замужество. Женщины занимают главное место в иерархии семьи.

Правительства оказывают давление на многие сообщества, навязывая патриархальные ценности, и они меняются, впитывая патриархальные взгляды. Но все же устройство обществ матриархально, они соблюдают принцип матрилокальности и почитают фигуру матери — почитая также мужчин, женщин и людей разного возраста, учитывая различия, но не превращая их в инструмент угнетения.

Матриархат – патриархат наоборот?

Сегодня большинство стран и сообществ живут по патриархальному укладу. Более того, Абендрот называет современный патриархат «суперпатриархатом» и описывает систему, как смесь неолиберализма, милитаризма и коммерческой эксплуатации природы. Патриархии навязывают цели, которые согласуются с рыночными принципами, но выступают против безвозмездной поддержки, дарения, они против взаимозаботы и взаимопомощи. Мужская идентичность создается под давлением этих принципов, а женская идентичность направлена на заботу и поддержку искусственно построенной мужской идентичности. Патриархат – это система не только социальная, но и военная, в которой война становится двигателем прогресса, основополагающим принципом социальной организации, экономики, политики, технологии, науки, связи человека с природой.

Современные матриархии: народность Минангкабау в Индонезии
Чтобы развестись, жене не нужно приводить какие-то особые доводы: она может сказать, что муж не заботится о ней, мало зарабатывает, грубит, плохо обращается с детьми, и его просто выгоняют

Патриархат представляют как замену матриархату, как нечто якобы «лучшее», «более развитое», как экономически, так и духовно. Но матриархат – это не патриархат в обратном направлении.

Современные матриархии: народ Мосуо, Китай

Это принципиально другие общества, в которых в центре находится фигура матери, дающей жизнь. Основополагающий принцип матриархий – собственно, сила дать жизнь. Если женщина не дает жизнь, общества обречены на вымирание. Патриархат пренебрегает этой силой. Женщина, которая становится матерью, часто оказывается в изоляции и несет бремя материнства в одиночку. Патриархат пользуется идеей материнства, чтобы закабалить женщин, особенно матерей.

Народность Минангкабау в Индонезии

Матриархии опираются на материнство. Брошенный, изолированный от общества, бездомный ребенок, оставленная на произвол судьбы женщина или пожилой человек в них немыслимы. Например, в культуре матрилинейного общества Минангкабау в Индонезии все являются матерями, даже мужчины. Если мужчина ведет себя правильно по отношению к детям, заботится, печется о них, люди Минангкабау называют его «хорошей матерью». Иными словами, если мужчина в матриархальном обществе хочет заслужить статус, почет и уважение окружающих или представлять клан в большом мире, он должен быть похож на «хорошую мать».

Матриархии предотвращают то, что патриархии предотвратить не в силах – принцип матрилокальности приводит к тому, что в обществе нет незаконнорождённых или бездомных детей, мужчины не избивают и не насилуют женщин, а ответственность за воспитание детей и уход за пожилыми людьми и инвалидами распределяется согласно принципу социального материнства.

Современные матриархии: народ Мосуо, Китай
Представьте себе общество без отцов, браков и разводов, где не существует нуклеарных семей. Бабушка сидит во главе стола, ее сыновья и дочери живут вместе с ней и с их собственными детьми под одной крышей, продолжая материнскую линию. 

Главная ценность матриархии – всеобщее жизнеобеспечение – защищает всех людей и Землю, поощряет обмен, консенсус и гармоничные отношения. Понятие «уважение» является неадекватным для описания философского мировоззрения, здорового сосуществования с другими формами жизни в чрезвычайно хрупкой экосистеме. Здесь скорее можно использовать другое слово – благочестие, поскольку оно более точно описывает принципы «просвещенного» взаимодействия со всеми другими формами жизни и поддерживает мир, эгалитаризм и взаимность.

В следующей части мы расскажем об основных ценностях матриархии, об экономическом и политическом ее устройстве, а также о сексе и отношениях внутри матриархии.

Перевод и адаптация Мари Сан