Минтруд России существенно сократил список профессий, доступ к которым до сих пор был закрыт для женщин. Перечень уменьшили более чем в четыре раза — с 456 до 100 позиций. Из него, в частности, убрали некоторые «корабельные» специальности: с 2020 года женщины могут быть матросами, боцманами, шкиперами. Во всем мире женщин, выполняющих традиционно «мужскую» работу, становится все больше. Разные страны, разные судьбы, и только одно неизменно: женщина на корабле — к̶ ̶н̶е̶с̶ч̶а̶с̶т̶ь̶ю к проявлениям сексизма.

Марина

Можно ли в 2019 году открыть новые, неизведанные земли? Оказывается, можно. Именно этим занимается 24-летняя Марина Мигунова.

Два года назад на основе старых снимков со спутника она описала пять возможно существующих островов в Карском море. Недавно исследователи действительно обнаружили в этом месте новые участки суши, и о первооткрывательнице написали российские издания.

Профессия Марины называется «гидрограф», ее работа — океанографические исследования. В вуз девушка поступила в Ростове-на-Дону, потом перевелась в петербургскую морскую академию, «макаровку».

Ей регулярно приходится выслушивать разговоры на тему «твое дело рожать, а не по морям ходить».

Фото gumrf.ru

Молодой, активный, увлеченный специалист с высшим образованием, любящий свое дело. На отлично выполняет все задания, исправно несет вахту, не пьет, занимается спортом, изучает иностранные языки. В каждую экспедицию — а их бывает 3-5 в год, и длятся они иногда больше двух месяцев — отправляется с радостью. Этот образ не вызывал бы ничего, кроме восхищения, если бы речь шла о парне. Но Марина девушка, и ей регулярно приходится выслушивать разговоры на тему «твое дело рожать, а не по морям ходить».

Непосредственно в своей работе Марина с сексизмом не сталкивается, хотя моряки относятся к ней, как она сама говорит, «по-особенному»: стараются не ругаться, объясняют непонятное, делают комплименты.

Елена

Елена Гудзь (ей тоже 24) с особым отношением столкнулась, как говорится, по полной программе. Сейчас она работает на сухогрузе третьим помощником капитана. Путь к этой должности оказался очень нелегким.

Пока юноши-одногруппники путешествовали по заграницам, «матрос-уборщица» драила палубу стоящего у причала ледокола.

Фото ladymail.ru

Пока училась в техникуме, невозможно было устроиться на практику. Елену не взяли на легендарный парусник «Крузенштерн», хотя такая возможность была. Не взяли и в рейс на Олимпийские игры в Сочи — потому что он был «слишком ответствен для девушки» (которая, кстати, единственная из всей группы окончила учебу с красным дипломом). Пока юноши-одногруппники путешествовали по заграницам, «матрос-уборщица» драила палубу стоящего у причала ледокола — так проходила ее практика, пока родители девушки не написали письма в вышестоящие инстанции, вплоть до президента.

Елена переписывается с иностранными коллегами, расспрашивает об их опыте. В других странах, говорит она, девушке проще устроиться на судно, но, несмотря на это, по данным International Maritime Organization женщины составляют только 1-2% общего количества моряков в мире. «Это подтверждает и моя практика: за пять лет на флоте я работала только с одной девушкой-штурманом. Не считаю поваров, женщина в роли кухарки — обычное явление».

Карола

В этом году лицом европейского морского флота стало женское лицо: журналы поместили на свои обложки изображение арестованной в Италии Каролы Ракете.

Гугл не признает феминитивов, но с немецкой Википедией спорить не решается и послушно переводит: «Карола Ракете, немецкая капитанка». Минувшим летом 31-летняя гражданка Германии была арестована за то, что, несмотря на официальный запрет, привела корабль с подобранными у берегов Ливии беженцами в порт итальянского острова Лампедуза.

Фото агентства Reuters

«Я чувствую моральное обязательство помогать людям, которые не имели таких возможностей, какие были у меня».

В условиях, неприспособленных для жизни, 40 беженцев находились на борту несколько недель. Все это время политики пытались, но не могли договориться. Решение за них приняла Карола Ракете: она направила судно в гавань.

Прямо в порту на Каролу надели наручники — она нарушила международные договоренности. Министр внутренних дел Италии назвал Ракете и ее команду пиратами, приравняв их к преступным группировкам, незаконно переправляющим мигрантов из Африки в Европу.

Девушке грозило наказание до десяти лет тюрьмы. Но за нее вступились политики и простые граждане, а ее дело попало к итальянскому судье, который признал: капитан действовала «во исполнение долга», Каролу отпустили.

Эту драматичную историю обсуждал весь мир. Одни утверждали, что Карола Ракете поступила «как настоящий мужчина»: решила — сделала. Другие восхищались тем, что она повела себя по-женски: проявила милосердие, пришла на помощь тем, кто в ней нуждался.

Но на самом деле Карола поступила… как Карола, в соответствии со своими взглядами и принципами. В одном из интервью она сказала: «У меня белый цвет кожи, я родилась в богатой стране, у меня есть легальный паспорт, я училась в трех университетах. Я чувствую моральное обязательство помогать людям, которые не имели таких возможностей, какие были у меня».

Наита

В Италии говорят, что лучшие капитаны происходят из города Прочида, самые красивые девушки — оттуда же. Иногда оба качества сочетаются в одном лице. Но случается это нечасто. Например, 17-летняя Наита, которая здесь, в Прочиде, в старейшей мореходной школе Италии учится на капитана, единственная девушка в группе.

Наита попала в документальный фильм, посвященный туристическим красотам юга Италии. Симпатичная девушка едет на мопеде по узким улочкам, дает интервью, сидя на парапете набережной. Изучает навигационное оборудование вместе с мальчишками-однокурсниками, которые, как объясняет голос за кадром, постепенно научились принимать тот факт, что курс корабля она прокладывает не хуже других. «Поначалу было трудно, но потом все привыкли, — говорит Наита, — и я стала даже чем-то вроде талимсана курса».

Газетчики называют эту преемственность «розовой волной» и даже «розовой революцией», скрупулезно подсчитывая, сколько еще «моряков в юбках» занимает ответственные должности.

Телеканал 3sat

А вот и преподаватель. Пожилой итальянец улыбается в камеру: «Нам повезло, что в нашей мореходной школе мало девочек. Есть старая примета, что женщина на корабле к несчастью. Мы надеемся, что не все наши ученицы станут капитанами, чтобы поменьше катастроф в море происходило». Серьезно? Даже если учитель шутит, девушке здесь, кажется, приходится нелегко…

Впрочем, у Наиты есть примеры для подражания за стенами мореходки. Так получилось, что службу береговой охраны в Прочиде последние годы традиционно возглавляют женщины — именно они следят за тем, чтобы капитаны-мужчины устраивали поменьше неприятных происшествий в порту.

Флавия Ла Спада, за ней Сабрина ди Куйо, а теперь вот комендант порта Паола Скарамуззино. Газетчики называют эту преемственность «розовой волной» и даже «розовой революцией», скрупулезно подсчитывая, сколько еще «моряков в юбках» занимают ответственные должности в регионе Кампания. Спойлер: их становится все больше, и работают они отлично.

Write A Comment