На экранах телевизоров мужчины снова и снова спасают мир. Но вам почему-то кажется, что в реальной жизни спасают планету – заботятся о природе, собирают и сортируют мусор, покупают экологичные товары – в основном женщины? Вам не кажется! Это действительно так. Самые разные исследования подтверждают, что во всех странах, во всех возрастных и социальных группах женщины ведут более экологичный образ жизни.

Нет, далеко не все из них ездят на новеньких Теслах и устраивают пикеты на нефтяных платформах. Зато они сдают пластик в пункты приема пластика, выключают воду, пока намыливаются или чистят зубы, ходят за продуктами со своими контейнерами, делают чистящие средства из соды и лимонной кислоты, собирают и компостируют органические отходы, разводят огороды на подоконниках… А поскольку муж и дети ничего такого делать, как правило, не хотят, женщина, «вписавшаяся» за экологию, часто отдувается за всю семью.

Почему женщина больше заботится об экологии?

Как пелось в популярной песне, «у нее на это пять причин».

Женщины рожают детей и ухаживают за ними. Матери более близко сталкиваются с проявлениями у детей болезней, вызванных  высоким уровнем загрязнения воздуха и другими экологическими проблемами. Борьба за здоровую планету для них это борьба за здоровье ребенка.

Женщины принимают потребительские решения. Исследования показывают, что 80-85% всех потребительских решений в гетеросексуальных отношениях принимает женщина. От нее зависит, какие продукты, одежду, бытовую химию и технику будет использовать семья.

Женщины менее корыстны. Невероятно, но факт: мужчины чаще действуют в личных интересах. Женщины чаще подходят к делу с позиции не «как мне улучшить свою карьеру?», а «как я могу использовать опыт и знания, чтобы решить проблему?»

Женщины больше страдают от климатических изменений. По данным ООН, в настоящее время во всем мире женщины составляют 80% всех людей, мигрировавших в результате изменения климата, и больше всего уязвимы перед этими изменениями одинокие матери.

Это четыре причины. А какая пятая? Она звучит достаточно туманно. «Защита окружающей среды – женская черта». Загадочное утверждение, правда? И тем не менее психологи и социологи в один голос говорят о психологической связи между состоянием окружающей среды и восприятием женственности и мужественности. О чем, собственно, речь, давайте разбираться.

Мачо не плачут

Психологи из Университета штата Пенсильвания попросили 960 мужчин и женщин прочитать список видов деятельности, связанных с экологией (раздельный сбор мусора, переработка, ношение эко-сумок и т.д.), и определить их как «мужские» или «женские». Большинство испытуемых охарактеризовали деятельность, связанную с заботой об экологии, как «женскую».

«Если мужчина ведет экологичный образ жизни, например, ходит с эко-сумкой, у людей возникают вопросы к его сексуальной ориентации», — говорит профессор психологии Джанет Свим. И вот уже сам мужчина готов отказаться от экологичного поведения в пользу консервативных устоев.

По данным ООН, в настоящее время во всем мире женщины составляют 80% всех людей, мигрировавших в результате изменения климата.

Этот факт подтверждают результаты еще одного забавного эксперимента. Группе мужчин вручили подарочные карты – сертификаты, на которые они могли купить рюкзаки, батарейки или лампы. Карточки были двух видов: одни с нейтральным рисунком, а другие с розовыми цветочками. Каждому мужчине, независимо от того, какая карта ему досталась, сказали, что именно этот дизайн сертификата ему очень подходит. После этого мужчины с картами отправились в магазин.

И вуаля: мужчины, получившие сертификат с цветочками, реже выбирали экологически чистый вариант в каждой категории товаров. Им было необходимо восстановить свою мужественность, пострадавшую от вручения розовой карточки!

Кто бы мог подумать, что экологическая сознательность разбивается о предрассудки, а конкретно о МГС – «мужскую гендерную социализацию», предписывающую мужчинам защищать свои границы, сдерживать эмоции, не показывать слабость, в общем, «быть мужиком». А мужики не танцуют, мачо не плачут, в том числе над судьбой планеты, а также не сортируют мусор, не покупают овощные бургеры и не парятся с выбором безопасных батареек.

Маркетологи, пришло ваше время!

Гендерные стереотипы поддерживают оба пола, и оба от них страдают. Менять ситуацию, конечно, нужно, но это займет очень много времени – наша планета так долго не продержится, «мы все умрем!» Так что, если нельзя изменить мужчин, нужно менять маркетинг.

Было бы здорово, если бы коммерческая и социальная реклама уверяла мужчин в том, что от экологичного поведения их мужественность никак не пострадает, и что быть «зеленым» – это очень круто. Брендингу нужны «мужские» шрифты и цвета, продуктам – «мужские» названия, экологическим организациям – «мужские» логотипы, а эко-сумкам – «мужские» дизайны.

Кто бы мог подумать, что экологическая сознательность разбивается о предрассудки, а конкретно о МГС – «мужскую гендерную социализацию».

Кстати, с последним лучше не тянуть. С 2020 года в Нью-Йорке будет запрещена продажа пластиковых пакетов, а на бумажные введут налог. Так что у дизайнеров осталось совсем мало времени, чтобы придумать брутальные эко-сумки. В крайнем случае, можно все свалить на женщин, это работает. Один американский магазин сделал эко-сумки с надписью: «Я использую эту сумку, потому что моя жена заботится об окружающей среде». И вы знаете, мужчины не стеснялись ходить с ними!

На экранах телевизоров мужчины снова и снова спасают планету… Впрочем, в этом мире все время что-то меняется! И вот уже его спасает странная Грета Тунберг. Пока диванные эксперты обсуждают внешность и манеры шведской школьницы, девочка с косичками называет вещи своими именами и получает доступ к самым высоким трибунам. Сегодня у борьбы за экологию женское лицо – и, кажется, в этом нет ничего удивительного.

Write A Comment