Согласно исследованию Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон2019», россиянки имеют только три четверти тех прав, что есть у мужчин. Россия занимает 73-е место в мировом рейтинге гендерного равенствамежду Доминиканской Республикой и Кенией. Одной из причин является разрыв между зарплатами мужчин и женщин на 30 процентов. Разрыв в зарплате и «стеклянный потолок» для женщинобщемировой тренд. HR-специалистка Ольга Покровская рассказывает о том, как проявляется дискриминация женщин в бизнесе на основе своего 20-летнего опыта в HR в России и США.

Во времена нулевых, когда началась моя карьера, было убеждение, что очень важно выскочить замуж за иностранца. Этим и занимались мои подруги в иностранных компаниях. Спрос рождает предложение, и офисы заполнилось стайками модельных девушек на позициии секретаря-референта. Дальше, попав на заветную должность и пройдя боевое крещение, было важно «захомутать» папика или иностранца, и вуаля! Какая карьера!

Мы были голодные в прямом смысле и торопились увидеть мир. Тогда появились первые представления о престижной работе и о том, к чему надо стремится. Самыми популярными направлениями были юристы и бухгалтеры, именно в эти направления рванули женщины. Позднее пришли многочисленные западные компании и иные дисциплины — маркетинг, продажи, связи с общественностью, управление персоналом.

Тогда я не знала, что такое феминизм, но в 25 лет поняла, что хочу работать в HR и заниматься подбором кадров. Начала с рекрутерского агентства, а затем перешла в крупный холдинг, где подбирала людей, работающих в сервисной сфере, юристов, финансистов и инвестиционных аналитиков. Были вакансии на суммы от 30 тысяч долларов в месяц и международные вакансии. 

Женщина должна быть вечно юной нимфой, с пятью языками, хорошим интеллектом (мужчина-руководитель все равно должен быть умнее, а она должна подстраиваться) и свободной.

В США, где я живу последнее время, я также занимаюсь подбором и вижу, насколько тяжело работающим женщинам пробиваться наверх. То, что думают в России о победе феминизма в западных странах, увы, лишь иллюзии. Чем ниже позиция — тем больше на ней женщин, чем выше — тем больше мужчин. Как известно, в ряде западных стран женщины получили права только во второй половине XX века, в то время как советские — бороздили океаны и управляли самолетами. Другое дело, что мечты комсомольцев о том, чтобы быту не стало места в жизни советского человека, воплотились в реальность только для «человека», то есть для мужчины.

Но пройдемся по стереотипам, начав с административных позиций. К женщинам предъявляют требования, согласно «Мифу о красоте» Наоми Вульф: она должна быть вечно юной нимфой, с пятью языками, хорошим интеллектом (мужчина-руководитель все равно должен быть умнее, а она должна подстраиваться) и свободной.

Например, секретарши. В России обычно требуются молодые, красивые, но с опытом работы 10 лет и тремя языками, без детей и незамужние. Почему? Секретарша — визитная карточка руководителя-мужчины, показатель его состоятельности. Секретаршу ищут, как жену. А жена должна быть молодая, красивая, покладистая, при этом личной жизни у нее быть не должно. Секретарша иностранных руководителей — совсем другая картина: за 45, опытная, с хорошей скоростью печати, организованная. 

Чтобы тебя хотя бы заметили и стали воспринимать серьезно, как мужчину, которому достаточно «просто быть», нужно быть сверх-женщиной. Как карлику в стране великанов, подпрыгнуть выше своей головы в несколько раз.

В малоприбыльных отделах и на невысоких позициях женщин абсолютное большинство. Специалистки среднего звена строят карьеру в финансовых отделах, отделах персонала, закупках, реже — в продажах и почти никогда на производстве. Когда я работала в металлургии, мне сказали, что женщина не может занимать руководящую позицию на производстве, поскольку ее не будут слушать. Чем выше уровень, тем реже женский состав.

Еще один повод для дискриминации — это семейный статус женщины и наличие у нее детей. Незамужних после 30 воспринимают как стерв и синие чулки и часто оставляют на сверхурочные часы доделывать проект — их же никто не ждет.

Но замужним не легче. Для них «узкое горло»: они не подвергаются дискриминации при приеме на работу или продвижении только в том в случае, если у них один или двое детей самостоятельного, старше подросткового возраста. Маленькие дети — значит, она будет вечно на больничном. Замужем и нет детей — вечная кандидатка на беременность. А страшнее беременности для работодателя зверя нет: во-первых, декрет, потом дети будут постоянно болеть… В США работодатель не боится декрета, потому что неоплачиваемый декрет длится три месяца. Запихнув рыдающую крошку в ясли, которые, к слову, стоят как крыло самолета, ослабевшая от родов и бессонных ночей женщина выходит на работу. 

Итак, критерии, по которым дискриминируют женщин на работе: внешность, возраст, семейное положение, наличие детей, репродуктивный труд, интеллект, физиологические особенности, что в итоге сказывается и на зарплате.

Есть и возрастные ограничения: женщины в возрасте после 45 лет с трудом могут найти работу. Мужчину возьмут, потому что «ему же семью кормить», а женщину обойдут стороной. 

Также считается, что мужчины умнее женщин. Это приводит к тому, что женщин либо не продвигают («стеклянный потолок»), либо бросают на гиблые проекты, и в случае, если проект она нечеловеческими усилиями выгребает, на него назначат мужчину («стеклянная пропасть»).

Очевидно, чтобы стать руководительницей, женщина должна быть в 10 раз умнее мужчины и в 100 раз профессиональнее: чтобы тебя хотя бы заметили и стали воспринимать серьезно, как мужчину, которому достаточно «просто быть» , нужно быть сверх-женщиной. Как карлику в стране великанов, подпрыгнуть выше своей головы в несколько раз.

Но и женщина-руководительница всегда под пристальным вниманием: если все хорошо — должность через постель, если совершила ошибку — «хороших женщин-руководительниц не бывает» или ПМС. Ведь месячные делают нас совершенно ужасными исчадиями ада и истеричными невротичками. Какое уж тут руководство?

Я не говорю о постоянном харассменте на рабочем месте и скабрезных шутках в курилках, где условный менеджер отдела продаж Леша разглагольствует о движении #metoo, ненормальных феминистках и дурацких феминитивах. Стоит в рубашке, которую погладила его жена, оттрубившая первую смену на работе, где ее скорее всего дискриминируют, и вторую — дома, выгладив одежду, накормив детей и проверив уроки.

Итак, критерии, по которым дискриминируют женщин на работе: внешность, возраст, семейное положение, наличие детей, репродуктивный труд, интеллект, физиологические особенности, что в итоге сказывается и на зарплате: в среднем в мире разница в зарплатах мужчин и женщин — 30 процентов. Все, что отличает нас от мужчин, становится причиной дискриминации, а то, что можно считать общим, считается лучшим у мужчин.

Что же делать? Учиться, выходить на работу и объединяться в сестринские команды на рабочем месте, не дружить «подруга против подруги». Тогда мы станем силой и не будем испытывать сильнейший гнет со стороны работодателя. Также лучше друзья девушек — это адвокатессы, в том числе по трудовому праву: не стесняйтесь, советуйтесь и, если безопасно, — защищайтесь. Больших вам профессиональных успехов, и не сдаемся! 🙂

Write A Comment